Поиски прошлого, впечатления от настоящего, мнения о будущем

  • Гость
  • Гость аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
13 года 7 мес. назад #5766 от Гость
а подскажите ,пожалуйста ,номер телефона родильного дома в Саумалколе.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
13 года 7 мес. назад - 13 года 7 мес. назад #5773 от Фёдорыч
:D

позвоните в районную поликлинику, там точно знают

2-29-71
2-20-57
Последнее редактирование: 13 года 7 мес. назад пользователем Фёдорыч.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
13 года 6 мес. назад - 13 года 6 мес. назад #5785 от Фёдорыч
Интересная "статейка". Рекомендую

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №13»

А.Г. Василенко, Л.С. Инякина

Южный Урал в эпоху средневековья (XI-XVI века)

Троицк, 2009



Данный учебный модуль восполняет пробел информации в школьных учебниках по периоду средневековой истории Южного Урала. При разработке содержания пособия использованы материалы новейших открытий южноуральских археологов. Модуль полезен для учителей при подготовке уроков краеведения и учащихся, изучающих историю на профильном уровне.

Рецензенты:
С.А. Старченко, директор МОУ «Лицей №13», доктор педагогических наук.
Р.Н. Гизатуллин, доцент кафедры профессионального обучения, истории и философии УГАВМ

Оглавление.

Введение
§1. Кипчаки XI-начала XIIIвв.
§2. Монгольское завоевание
§3. Золотоордынский период
Заключение
Литература
Приложение 1. Курганы и жертвенно-поминальные комплексы урало-казахстанских степей XI—XIV вв.
Приложение 2. Могильник Кайнсай….
Приложение 3. Могильник Змеиный дол…….
Приложение 4. Вещевой материал из погребений XIII-XIVвв.
Приложение 5. Поминальная оградка Каменный Амбар….
Приложение 6. Каменные изваяния X-XIVвв.
Приложение 7. Типы жертвенно-поминальных комплексов.
Приложение 8. Раннемусульманские погребения XI-XII вв.
Приложение 9. Вещевой набор аскизской культуры….
Приложение 10. Золотая Орда в начале XVI в.
Приложение 11. Мавзолей Кесене ….



Введение.

Среди специалистов период средневековой истории на Южном Урале считается самым малоизученным, «темным» (8). В учебниках по истории Урала события XI-XVI вв. рассматриваются в связи с ограниченным набором тем: вхождение Урала в состав Российского государства, нашествие монголо-татар и формирование башкирской народности. (1,2) Народы же, населявшие в это время степные районы, представляются как безликие «кочевые тюркоязычные племена» (1).
В то же время усилиями археологов, начиная с XVШ века идет накопление сведений о материальной и духовной культуре средневекового населения Южного Урала. Ведущими специалистами по этому периоду сегодня выступают С.Г. Боталов, В.П. Костюков, С.Ю. Гуцалов. К сожалению, результаты их исследований не доходят до школьников, так как издаются как авторефераты диссертаций (3), включаются в сборники статей с ограниченным тиражом (4,5) либо появляются в виде кратких заметок в периодической печати.
В настоящем пособии мы пытаемся восполнить пробел информации в учебной литературе о данном периоде южноуральской истории и решить следующие задачи:
- определить этнический состав кочевых народов, живших на Южном Урале в XI-XVI веках;
- изучить особенности культурного наследия кипчаков, монголов и населения Золотой Орды, сохранившегося на Южном Урале.
Итогом изучения темы должно стать усвоение учащимися следующих тезисов:
1. Население Южного Урала обладало самобытной материальной культурой, приспособленной к ведению кочевого образа жизни.
2. Условия для возникновения государства сложились до монгольского нашествия и до вхождения Южного Урала в состав Русского государства.
§1. Кипчаки XI-начала XIIIвв.
На территории Казахстана и Южного Урала в VIII—XI вв. обитали кимакские и кыпчакские племена, создав¬шие свою раннефеодальную государственность. В 1030г. кипчаки одержали верх над огузами и вышли к границам Хорезма, на западе в 1055 и 1061гг. они совершили первые набеги на Русь. На Руси эти кочевники стали известны как половцы, а в Европе как команы (куманы). На севере, в районе Южного Урала, их владения естественным образом ограничивались пастбищно-кочевой территорией Урало-Аральского региона.
В составе племен кыпчакской конфедерации XI—XII вв. были кимаки (йемаки), байандуры, баяуты, канглы, уран, югуры, токсоба, олбурлик (ильбари), йета, буржоглы, анджоглы, дурут и многие другие. Восточно-кыпчакские племена взаимодей¬ствовали на территории Восточного Дешт-и- Кыпчак (в переводе с персидского «Кыпчакская степь»), т. е. степной территории Казахстана и Южного Урала с другими тюркоязычными племенами соседних государственных образований, они вобра¬ли в себя часть огузских родов и племен. Многие племена и этнические группы региона прини¬мали этноним «кыпчак» и именовали себя кыпчаками. В XII—начале XIII вв. кыпчаки были на пути сложения народности раннефеодального типа, но события последующих столе¬тий раздробили эту этнополитическую общность, сделали восточных кыпчаков участниками сложения казахской, а также кир¬гизской, узбекской, каракалпакской, ногайской и других народностей.
Складывались условия для формирования по меньшей мере двух народностей: на кыпчакско-огузской этнической основе — на обширной территории Восточ¬ного Дешт-и-Кыпчака и карлукской основе — в Семиречье. Однако дальнейшее поступательное развитие этничес¬кой консолидации населения было задержано монгольским нашес¬твием.
На Южном Урале присутствие кипчаков и других кочевых тюркских племен подтверждается наличием их погребальных комплексов. Отмечая высокую плотность и разнообразие средневековых памятников на Южном Урале, можно сделать вывод о том, что здесь были благоприятные условия для проживания кочевников. На наш взгляд, это объясняется наличием пастбищ, источников воды и близостью лесных ресурсов. В частности, это подтвердилось впоследствии выбором самаркандским эмиром Тимуром маршрута для нападения на золотоордынского хана Тохтамыша через степи Южного Урала и бегством сюда киргиз-кайсаков от преследований джунгаров в XVIIIв. (прил. 1)
Погребение кипчаки осуществляли под курганами, которые располагали на невысоких мысовидных возвышенностях вблизи пойм. Насыпи курганов имели размеры от 4 до 12м. в диаметре, высотой 0,1-0,3м, складывались из мелкого и среднего камня. Могильные ямы с подбоем, прямоугольные, неглубокие (0,4-1,5м), положение погребенных – вытянуто на спине, головой на северо-запад. В могилу помещали голову, шкуру и ноги лошади. В вещевой набор входили стремена, стрелы, бусы и серебряные украшения. Датирующие вещи: стремена арочной формы, массивные плоские наконечники стрел, азуритовые подвески ромбической формы (прил. 2, 3, 4).
Стоит выделить обычай сооружения жертвенно-поминальных комплексов и установки каменных изваяний, трансформировавшийся затем в традицию установки каменных стел на мусульманских погребениях, что нарушало классические исламские каноны. Традиция сооружения поминальных оградок, по мнению С.Г. Боталова, привнесена тюрками в VI в. В.П. Костюков считает, что этот тип памятников оставлен тюркскими племенами в XIII-XIV вв. (прил.5).
Каменные изваяния устанавливались у поминальных оградок восточной стороны. Встречаются единичные случаи, когда изваяния перекрывали могильную яму, либо находились в насыпи кургана. (прил. 6)
Поминальные комплексы кипчаков делятся на 4 типа: прямоугольные оградки, каменные округлые насыпи, грунтовые кольцевые валы и ровики, жертвенные захоронения лошадей. (прил. 7 )
Значительная часть кипчаков в XI-XIIIвв. погребена по раннемусульманскому обряду: индивидуальные захоронения в неглубоких ямах ориентированных по линии ЮВ-СЗ, на спине, лицом к кыбле, без инвентаря. При этом встречаются отклонения от исламского канона: следы огненного ритуала, деревянные внутримогильные конструкции, помещение с умершим украшений. В этих погребениях отсутствует инвентарь и точная датировка может быть дана с помощью радиоуглеродного анализа. Подобный анализ исследователями не проводится из-за отсутствия средств или убеждения в том, что ислам утвердился на Южном Урале по реформе Узбека в 1320г. Между тем первый опыт датировки мусульманских погребений Большеказакбаевского могильника в Кунашакском районе Челябинской области дал интервал 1044-1254гг. (прил. 8)
Распространение ислама в степях началось достаточно рано. Тесные экономические, культурные, военные, династические связи кипчаков с государствами Средней Азии делали этот процесс неизбежным. Так, Ибн ал-Асир сообщает, что в 1043г. обратились в ислам 10000 тюрок, кочевавших «между Баласагуном и землями булгар». Абулгази говорит об обращении целого племени: « Из Канглийского народа все…переходили на службу Султана, принимали мусульманскую веру и получали должности».

§2. Монгольское завоевание.
Весной 1206г. у истоков Орхона состоялся курултай монгольской знати – сторонников Темучина, где он был провозглашен правителем монголов и получил имя Чингиз-хан. Начинаются завоевательные походы монголов в Китай и Среднюю Азию.
Старшему сыну Чингиз-хана, Джучи, было выделено войско для покорения городов по нижнему течению Сыр-Дарьи.
К весне 1221г. завоевание Средней Азии монголами было завершено. Корпус монгольских полководцев Джэбе и Субэдэя, разбив аланов, кыпчаков и русских на р. Калке и разорив южные окраины русских земель, через земли Казахстана и Южного Урала вернулся в 1224г. в орду Чингиз-хана на р.Иртыш. Таким образом, в результате завоевания монголов в 1219 - 1224 гг. Южный Урал вошел в состав империи Чингиз-хана. “Туши (Джучи) и Чагатай, — сообщает Джузджани, - управившись с делами Хорезмскими, обратились на Кыпчак и Туркестан, покорили и заполонили одно за другим войска и племена кыпчакские и подчинили все эти племена своей власти”. По мнению В.П. Костюкова, монгольское нашествие привело к истреблению кипчаков как популяции и полной замене местных жителей племенами, пришедшими на Южный Урал с монголами. Но антропологические исследования показывают, что за время монгольского господства условная доля восточного компонен¬та в генофонде у местных насельников увеличилась примерно настолько же, насколько и в тюркское время (около 20%). На этом основании можно утверждать, что монгольская экспансия не сопровождалась массовым переселением центральноазиатских племен или полным вытеснением местных племен в другой регион и в целом не могла вызвать резкой смены генетической структуры местных популяций.
На наш взгляд, исчезновение этнонима «кипчак» произошло из-за отказа многих племен кипчакской конфедерации от этого самоназвания как потерявшего престиж, а то и просто опасного для их носителей.
Улус Джучи занимал обширные земли к западу от Иртыша и охватывал северную часть Семиречья и весь Восточный Дешт-и-Кыпчак до Нижнего Поволжья включительно.
Впоследствии в междуречье Яика, Иргиза, Тобола и Сарысу, в приаральских степях и низовьях Сырдарьи находился улус сына Джучи, Шибана. Ставка Орды в середине XIII в., по свидетельству Плано Карпини, была на Иртыше и в районе озера Алаколь.
В состав населения Южного Урала добавился новый этнический компонент — монгольские роды и племена, передвинувшиеся на завоеванную территорию — жалаиры, конграты, мангыты, барласы, байрины и др.
Приток нового населения фиксируют археологические источники. Примером этого является появление в степях Южного Урала и Казахстана памятников аскизской культуры, носителями которой были средневековые хакасы.
Им принадлежат курган 1 Симбирского могильника на юге Челябинской области, комплекс Ак-Полак в верховьях Ишима, курган Кула-Айгыр в Карагандинской области. (прил. 9)
Около 20% захоронений этого периода четко связаны с монгольской погребальной традицией. В погребениях обязательно имеется инвентарь, предметы упряжи, кости жертвенных животных, внутримогильные деревянные камеры – колоды и гробы, могильные ямы ориентированы на север и северо-восток.
Монгольское завоевание не привело к распространению монгольского языка. Местная тюркская среда сравнительно легко поглотила немногочисленные монгольские элементы. На кыпчакском языке в XIII—XIV вв. было создано большое количество литературных памятников, развивалось устное народное творчество. Кыпчаки и другие тюркские племена имели свою устную поэзию. Образцы фольклора (загадки, афоризмы, пастушеские пес¬ни) сохранились в памятнике кыпчакского языка «Кодекс куманикус». В XIV—XV вв. на основе кыпчакско-ногайской группы тюркского языка начал формироваться казахский язык.

§3. Золотоордынский период.
Первоначально Улус Джучи находился в подчинении великим монгольским ханам. Но к 1260г. Монгольская империя распалась на независимые улусы. Золотая Орда уже при Берке-хане (1256—1266 гг.), брате хана Батыя, стала самостоятельным государством (прил. 10). Его преемник Менгу-хан (1266— 1280 гг.) стал чеканить собственную монету.
В Золотой Орде монголы составляли лишь четверть войска, от 40 тыс. в первые годы до 100 тыс. к рубежу XIVв. Войско Батыя названо в источниках кыпчакским, так как на 3/4 оно состояло из кыпчаков и других тюркских племен.
Батый в 1242г. земли башкир и кипчаков передал младшему брату Шибану и поручил обеспечивать связь с Каракорумом – столицей Монгольской империи по кратчайшему пути. Для этого ему были даны 15 тыс. воинов из племен найман, карлук, кушчи, буйрак.
Из кочевых народов на огромной территории Золотой Орды, кроме кыпчаков, проживали канглы, найманы, кереиты, уйсуны, кенсгесы, аргыны и многие другие. Арабский географ и путешест¬венник Ал-Омари отразил в XIV веке процесс асси¬миляции в Золотой Орде: «В древности это государство было страной кыпчаков, но, когда им завладели татары (монголы), то кыпчаки сделались их подданными. Потом они смешались и породнились с ними и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их, и все они стали точно кыпчаки, как будто они одного (с ними) рода, оттого, что монголы поселились на земле кыпчаков, вступили в брак с ними и остались жить на земле их (кыпчаков)». Это наблюдение относится и к восточной части Золотой Орды — территории Казахстана.
Распад Золотой Орды привел к выделению Ак-Орды, Ханства Абулхайра (Госу¬дарства кочевых узбеков), Ногайской Орды. Их населяли тюркоязычные племена, известные в письменных источниках того времени под собирательным этнополитическим термином «узбек»: кыпчаки, уйсуны, конграты, киреиты, мангыты, аргыны, карлуки, канглы, найманы. Кроме них, источники называют племена и роды буркутов, кыятов, утарчи, джатов, чимбаев, кенегесов, дурбанов, карлаутов, таймасов, шадбаклы, маджаров, уйратов и др. Многие из этих племен известны и позже в составе казахских Среднего и Младшего жузов. Другая часть на рубеже XV—XVI вв. ушла в Среднюю Азию и унесла туда имя «узбек». В Ногайской Орде племена кыпчаков, канглы, найманов, уйшун и кунгратов вошли в состав ногайской народности, наряду с мангытами, алшинами, ктай, тама, ас и другими. Все это были тюркские и тюркизированные племена и роды, общие для целого ряда тюркских народов Средней Азии и Казахстана, разбросанные и перемешанные на огромной территории региона бурными событиями XIII—XIV столетий.
Самыми яркими свидетельствами материальной культуры этого времени стали мавзолеи на месте погребений золотоордынской знати. Всего насчитывают до 20 мавзолеев. Наиболее известен на Южном Урале мавзолей Кесене (башня Тамерлана) (прил. 11). Датировка мавзолея Кесене остается спорной: по аналогии с памятниками Средней Азии - XIV в., XVI в., если ориентироваться на время расцвета Сибирского юрта улуса Шейбанидов. Датировка мавзолея Хусейн-бека в Башкирии – 1339г – стала возможна благодаря надписи на надгробной плите.
Над захоронениями же рядовых кочевников возводили два типа надмогильных сооружений:
- земляные круглые и овальные насыпи, облицованные камнем;
- овальные площадки, выложенные камнем, или кирпичные оградки вокруг могил.
Могильные ямы вытянуто-овальной формы с наклонными стенками, ориентированы на запад - северо-запад. Умерших укладывали вытянуто на спине, лицо повернуто на юг, что соответствует мусульманским традициям.
В 1428г. на степных пространствах Казахстана обособилось в результате распада Ак-Орды и усобиц Джучидов ханство наиболее сильного из них, шайбанида Абулхайр-хана. В исторической литера¬туре это государство имеет и другие названия — Государство кочевых узбеков, Узбекское ханство. Распри Джучидов, наиболее крупными из которых были Джумадук хан, Махмуд Ходжа-хан, Мустафа-хан и др., завершились гибелью хана Ак-Орды Барака и избранием на ханство в 1428г. шайбанида Абулхайра, сына Давлат-Шайх-оглана. Абулхайру удалось создать самостоятельное ханство и удерживать власть в течение сорока лет на обширной территории степных районов Казахстана. Территория хан¬ства Абулхайра простиралась от Яика (Урала) до Балхаша на востоке, от низовий Сырдарьи и Аральского моря на юге до среднего течения Тобола и Иртыша на севере. Этнический состав населения ханства был таким же сложным, как и состав населения Ак-Орды. В него входили в основном те же племена, что и в это политическое объединение. В конце XIV — первой половине XV вв. эти племена были известны под общим этнополитическим именем «узбеки». Источники называют в их чис¬ле такие этнические группы (по терминологии письменных источни¬ков того времени иль, улус, аймак, тайфа и др.), как кыпчаки, найманы, мангыты, карлуки, кунграты, канглы, уйшуны, уйгуры, курлауты, дурмены, кенегесы, утарчи, буркуты, кушчи, кият, ктай, джат и др. Это были тюркские племена в основном кыпчакского и карлукского происхождения, потомки населения раннесредневекового Дешт-и Кыпчака и Юго-Восточного Казахстана, таких, как канглы, уйсуни, карлуки, а также давно уже тюркизированные монгольские. Нес¬колько позднее многие из этих этнических групп стали известны как племена казахского Среднего жуза. Упомянутые племена и племен¬ные объединения были близки между собой по уровню экономичес¬кого развития, общественным отношениям, культуре.
Ханство Абулхайра не стало централизованным государством, оно подразделялось на несколько этнотерриториальных, этнополитических групп, владений (улусов) во главе с Чингизидами разных линий и верхушкой кочевых племен. Усобицами и войнами был заполнен весь период правления Абулхайра. В 1430г. он разбил на Тоболе шайбанида Махмуд-Ходхжа-хана и с успехом воевал с тимуридами в Средней Азии, пока не скончался в 1468г. во время очередного похода.
С образованием Казахского ханства власть Шайбанидов из рода Абулхайра на территории Восточного Дешт-и Кыпчака прекрати¬лась. Часть кочевых узбеков (групп из племен кыпчаков, карлуков, уйгуров, кунгратов и других) ушла во главе с ними в начале XVI в. в Мавераннахр, междуречье рек Амударьи и Сырдарьи. Туда же они принесли этноним «узбек», сохранившийся до нашего времени (прил. 10).
Несмотря на феодальные усобицы и раздробленность, пастбищно-кочевая система Урало-Аральского региона продолжала функционировать до начала XX века, способствуя формированию казахского народа.

Заключение.
В результате проведенного обзора мы выяснили:
1. За расплывчатой формулировкой «тюркоязычные кочевые племена» скрывается ряд этносов, населявших последовательно друг за другом степи Южного Урала в XI-XVIвв.:
- кипчаки (кимаки (йемаки), байандуры, баяуты, канглы, уран, югуры, токсоба, олбурлик (ильбари), йета, буржоглы, анджоглы. дурут и др.);
- монголы (жалаиры, конграты, мангыты, барласы, байрины);
- узбеки (кыпчаки, уйсуны, конграты, киреиты, мангыты, аргыны, карлуки, канглы, найманы, буркуты, кыяты, утарчи, джаты, чимбаи, кенегссы, дурманы, карлауты, таймасы, шадбаклы, маджары, уйраты);
- казахи (сформировались на основе перечисленных племен в XVIIIв.)
2. Все перечисленные этносы представляли собой конфедерации, ведущие кочевой образ жизни и имевшие универсальный тип культуры, идеально вписывающийся в условия степного ландшафта.
3. Кочевники занимали обширные пространства степей Казахстана и Южного Урала, им требовалась регулировка маршрутов перекочевок, защита территории и скота, что неизбежно приводило к возникновению государства. Наличие этих государственных образований препятствовало освоению Южного Урала русскими переселенцами в ходе стихийной колонизации. Для преодоления этого сопротивления потребовалась государственная мощь Российской империи в 30-40-е гг. XVIIIв.
4. Возможно предложить следующую периодизацию истории Южного Урала в XI-XVIвв.:
1030-1221гг. – кипчакская конфедерация;
1219-1260гг. – монгольское нашествие и вхождение Южного Урала в Монгольскую державу;
1260-1420-е гг. – Золотая Орда;
XV-XVIвв. – раздробленность (Сибирское ханство, Белая Орда, Ногайская Орда, Узбекское ханство). При этом период раздробленности необходимо считать естественным продолжением золотоордынского времени, так как политическое устройство, материальная и духовная культура в отдельных улусах не претерпели значительных изменений.
5. Основным видом археологических памятников XI-XVIвв. являются погребальные и поминальные комплексы, сочетающие языческие и мусульманские черты.

Литература:
1. Алеврас Н.Н., Конюченко А. И. История Урала XI-XVШ века – Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 2000, 279 с.
2. Виноградов Н.Б., Чагин Г.Н., Шкерин В.А. История Урала с древнейших времен до конца XVШ века - Екатеринбург, Издательство Дома учителя, 2001, 278 с.
3. Костюков В.П. Памятники кочевников XIII—XIV вв. Южного Зауралья (К вопросу об этнокультурном составе улуса Шибана) – Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук, Уфа, 1997, 19 с.
4. Археология Южного Урала. Степь. // ред. Боталов С.Г., Григорьев С.А., Гуцалов С.Ю., Мосин В.С., Таиров А.Д. – Челябинск, изд-во «Рифей», 2006, 528 с.
5. Древняя история Южного Зауралья, в 2-х т. // ред. Мосин В.С., Григорьев С.А., Таиров А.Д., Боталов С.Г.- Челябинск, изд-во «Рифей», 2000.
6. Васильев Д.В. Мавзолеи Золотой Орды: географический обзор и опыт типологии – Учёные записки Астраханского Государственного Университета, Астрахань, изд-во АГУ, 2003
7. Уксикбаева А. Социально-политическая история кипчаков – Каспийский общественный университет, Алматы, 2007
8. Очерки истории Челябинской области. Часть I. Н.Б. Виноградов, В.Н. Елисеева, А.В. Лушников и др. – Челябинск: ЮУКИ, 1991
Последнее редактирование: 13 года 6 мес. назад пользователем Фёдорыч.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
13 года 6 мес. назад - 13 года 6 мес. назад #5786 от Фёдорыч
Приложение 1. Курганы, мавзолеи и жертвенно-поминальные комплексы урало-казахстанских степей XI—XIV вв.

[photo]23_208[/photo]

Курганы: 1 - Ишкуловский II; 7-8 – Худай-Берген III,IV; 13-14 – Большевик I, II; 15 – Покровский IV; 16 – Новоорский; 17 - Новый Кумак; 18 – Орский; 19-20 – Агаповский I, II; 21 – Агаповские горы; 22-23 – Система I,V; 27 – Федоровский; 28 – Белоключев-ка 6; 29 – Третий Плес; 30-31 – Каменный Амбар Ш, XIV; 32 - Сарбулат II; 33 – Кайнсай; 35 – Змеиный Дол; 40 – Петровка; 41 – Кенес; 42 – Берлик; 43 – Якши-Янгистау.

Жертвенно-поминальные комплексы: 1 – Александровский; 2 – Солончанка; 3 – Система I; 4,6 – Анненское XII,VI; 5 – Каменный Амбар II; 7 – Кайнсай; 8 – Аксак; 9 – Змеиный Дол; 10 – Ащитасы; 11 – Кошкарбай.

Мавзолеи: 1 - мавзолей на р.Увельке (УДОС); 2 – Кесене (башня Тамерлана); 6 – мавзолей Хусейнбека; 7 – мавзолей Тура-хана; 9-10 – Тептяри; 11-12 – Жатыз-Агаш.
Последнее редактирование: 13 года 6 мес. назад пользователем Фёдорыч.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
13 года 6 мес. назад - 13 года 6 мес. назад #5787 от Фёдорыч
Приложение 2. Могильник Кайнсай

[photo]23_209[/photo]

Курган 5. 1-2 - насыпь и погребение, 3-13 -украшения, 6 - стремя, 14 – удила
Последнее редактирование: 13 года 6 мес. назад пользователем Фёдорыч.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
13 года 6 мес. назад #5788 от Фёдорыч

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
13 года 6 мес. назад #5789 от Фёдорыч

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
13 года 6 мес. назад #5790 от Фёдорыч

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
13 года 6 мес. назад #5791 от Фёдорыч

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
13 года 6 мес. назад - 13 года 6 мес. назад #5792 от Фёдорыч
Последнее редактирование: 13 года 6 мес. назад пользователем Фёдорыч.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
13 года 6 мес. назад #5793 от Фёдорыч

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
13 года 6 мес. назад #5794 от Фёдорыч

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
13 года 6 мес. назад #5795 от Фёдорыч

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
13 года 6 мес. назад #5796 от Фёдорыч

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
13 года 6 мес. назад - 13 года 6 мес. назад #5797 от Фёдорыч
по поводу вот этого обращения в начале сентября в Якшах был кипиш. Над Абдуллиным Владимиром, конечно, кто-то пошутил, подставили, можно сказать но суть обращения абсолютно по делу! Всё так и есть на самом деле!

ответ, конечно, частично "еврейский" - вряд ли речь в вопросе шла о зарплате учителей. Они как раз на деревне чуть ли не самые СТАБИЛЬНО обеспеченные зарплатой и жаловаться никто бы не стал. Речь, конечно же, о работниках ТОО "Бабык Бурлук" - так теперь "Держина" называется. В начале сентября, допустим, людей расчитали за прошедшие полгода... Прям как в лихие 90-е, только повсюду эти самые лихие, слава Богу прошли, а в наших краях задержались...

по поводу школы слов нет. Это обстоятельство "добъёт" деревню. Как в костре погаснет последний уголёк...

так а кому ж там учиться, если народ поуезжал от таких зарплат, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ
Последнее редактирование: 13 года 6 мес. назад пользователем Фёдорыч.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Модераторы: otetzФёдорычbgleoGVA
Время создания страницы: 0.666 секунд
Работает на Kunena форум