Поиски прошлого, впечатления от настоящего, мнения о будущем

Подробнее
14 года 3 мес. назад - 14 года 3 мес. назад #4672 от otetz

От издателя.


Данная книга, кратко повествующая об истории Сибирского Казачьего Войска, является раритетным изданием впервые увидевшем свет в начале прошлого века. Написана она Генерал-Лейтенантом Георгием Ефремовичем Катанаевым долгое время занимавшим пост Председателя Войскового хозяйственного правления Сибирского Казачьего Войска.
Копия этой книги попала к нам благодаря трудам казака Олега Винокурова. Именно, он заказал ее в бывшей Императорской Публичной библиотеке (ныне Российская Государственная библиотека) и переслал к нам в Кустанай. Ознакомившись с ее содержанием сибирские казаки Кустаная сочли ее архиважной в деле становления современного Казачества и приняли решение об её переиздании. Очень надеемся, что она станет первой, но отнюдь не последней, книгой возращающей нам историю былого сибирского казачества. При переизхдании почли мы за благо сохранить орфографию оригинального текста, т.к. это, по нашему мнению, довольно четко передает смысл исторического повествовани и дух того славного времени…
Наша община располагает рядом дореволюционных материалов по истории Сибирского Казачьего Войска. Это труды сибирских казаков Путинцева, Симонова, Потанина, Усова, Тарыкина. Надеемся, что с помощью Божьей все они будут переизданы Кустанайским отделом Сибирского Казачьего Войска для всех сибирских казаков.
Революция, Гражданская война, голодомор, кровавые реперессии Советской власти в отношении казаков заставляли наших дедов бежать, прятаться, уничтожать письма и фотографии, скрывать от своих детей и внуков не только славную историю сибирских казаков, но и саму принадлежность к казачьему народу! И вот сегодня подобные знания помогут всем нам восстановить духовную нить связывающую сибирских казаков от первого Атамана Ермака Тимофеева до сегодняшних дней. Эта книга поможет всем нам понять какими же были они, наши деды и прадеды, и подтолкнет нас стараться стать достойными их светлой памяти. Мы возлагаем большие надежды, что эти книги принесут пользу и будущим поколениям сибирских казаков, которым только предстоит еще вершить дела во славу горячо любимого Отечества нашего в целом, и родного Сибирского Казачьего Войска в частности.



Октябрь, 2009 год

Атаман Кустанайской Русской общины сибирских казаков
Подъесаул Шилов О.Г.
Последнее редактирование: 14 года 3 мес. назад пользователем otetz.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
14 года 3 мес. назад #4675 от bgleo
Я тоже недавно нашел в Инете интересную книгу:
СИБИРСКАЯ ВАНДЕЯ. 1920-1921.
С34 Документы в 2-х т. Под ред. акад. А.Н.Яковлева;
сост. В.И. Шишкин
М.:Международный фонд "Демократия", 2001

Это сборник документов о восстании сибирского казачества 1920-1921 годов. Вот таких например:

[b]№ 428
ПРОТОКОЛ № 11 СЕКРЕТНОГО ЗАСЕДАНИЯ СИББЮРО ЦК РКП(б)

г.Омск 24 февраля 1921 г.[/b]
Присутствовали: И.Н. Смирнов, К.-Ю. X. Данишевский, Н.К. Гончаров, В.И. Хо-тимский, В.В. Косиор, С.Е. Чуцкаев, И.П. Павлуновский, [П.К Коганович, Е.М. Ярославский], секретарь Д.К. Гончарова.
Слушали: Доклад тов. Опарина, вызванного для информации [о положении] в повстанческом районе и разрешения вопроса о постановке дальнейшего процесса и дальнейшей работы ревтриба.
Были открыты прения по докладу.
Т. Павлуновский: Трибунал никакой карательной политики подавления восстания не проводил.
Коганович: Трибунал создает себе популярность. Создали объективный трибунал. Впечатление — суд над продовольственниками. Проба трибунала неудачна. Комбинированный процесс без пристрастия ставить нельзя. [В] результате работа сорвана. Трибунал неверно подошел к делу.
Данишевский: Надо было соединить на скамье сугубо виновных — чекиста, про-довольственника и бунтовщика. Необходимо в корне изменить дальнейшее действие трибунала.
Ярославский: Нужно не только вынести приговор, нужно о нем информировать соответствующую местность. Надо иметь в виду агитационную сторону.
Косиор: Мы не дали ревтрибуналу соответствующих указаний. Это ошибка Сиббюро.
Чуцкаев: Надо создать не общий процесс, а создать ряд отдельных процессов. Постановили: Задача полевого ревтрибунала в полосе, охваченной восстанием:
1) Ликвидация самого восстания. Поэтому главная тяжесть должна пасть на вос-ставших. В первую очередь каре подлежат:
а) руководители движения;
б) уличенные в убийстве коммунистов и совработников;
в) разрушающие жел[елезную| дор[огу] и т.д.;
г) вместе с тем трибунал карает и всех совработников, в отношении которых будет установлена злостность и уголовный характер их служебной деятельности.
2) Тов. Данишевскому поручается дальнейшее руководство трибуналом, послав по возможности тех же лиц.
3) В случае вынесения смертных приговоров предлагается трибуналу в исполнение их не приводить, а довести до сведения Предсибревкома для направления, в случае необходимости, в ревтрибунал республики.
Секретарь Сиббюро ЦК РКП [подпись отсутствует]
ГАНО. Ф.п. 1. Оп. 3. Д. 22. Л. 16. Машинописный отпуск.

1 Речь идет о крупном судебном процессе, носившем политический характер, который бьл подготовлен военным революционным трибуналом Сибири и начался 22 февраля 1921 г. в городе Ишиме. На скамье подсудимых оказались 93 повстанца северо-восточных волостей Ишимского уезда и 6 продработников, руководивших проведением разверсток в уезде*. С самого начала процесс пошел по незапланированному сценарию, так как и повстанцы!, и продработники отказались признать себя виновными. Тогда в заседании суда был сделан перерыв, а председатель Сибвоенревтрибунала В.Е. Опарин срочно выехал в Омск для кон¬сультаций и получения директив Сиббюро ЦК РКП(б).

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
14 года 3 мес. назад #4676 от bgleo
Вот еще несколько оттуда же:

№406
ДОНЕСЕНИЕ ВОЕННОГО СОВЕТА ПОВСТАНЦЕВ СТАНИЦЫ САНДЫКТАВСКАЯ В КОКЧЕТАВСКИЙ ВОЕННЫЙ ШТАБ

[ст. Сандыктавская] 23 февраля 1921 г. 1 час. 50 мин.
Временный военный совет станицы Сандыктавская и прилегающего к нему района от лица всего населения поздравляет Кокчетав, население всего города с победой над врагами трудящихся — коммунистами и желает от души дальнейшего успеха. Сандыктав и прилегающие к нему села стали на защиту от малого до старого, ком¬мунисты в панике разбегаются. Положение на Сандыктавском фронте 23 февраля следующее: фронт на восток проходит по Николаевской, Сандыктавской, Красно-полянской, Сарымсактинской волостям. По занятию нами сел власть Народной армии граждане встречают радостно и снабжают отряды чем могут, то есть их по¬полняют новыми бойцами, организуя новые отряды.
Коммунисты делают попытки организовывать отряды, но попытки их обречены на неудачи, бегство коммунистов — совершившийся факт.
Преследование продолжается, советом сформирован отряд в числе 1 000 человек, который сегодня же направляется для пересечения пути отступающих через Атбасар на Старо-Колутон[ское]. № 5.
Председатель совета Муллер Члены: Лоскутов, Смирнов, М. Куркин, Капатшюв, Доту ликов


№475
ВОЗЗВАНИЕ РУКОВОДСТВА ПОВСТАНЦЕВ КОКЧЕТАВСКОГО УЕЗДА К КРАСНОАРМЕЙЦАМ, КРЕСТЬЯНАМ И ГОРОЖАНАМ

[г. Кокчетав] [Конец февраля 1921 г.]
Братья красноармейцы, крестьяне и горожане. Наконец-то, после долгих усилий, после рек крови борцов против насильников, власть коммунистов в Кокчетавском и др. городах и уездах пала.
Крестьяне и красноармейцы, мы знаем, что вы относитесь недоверчиво к дви¬жению, поднятому нами против наших общих врагов: коммунистов и жидов.
Напуганные действиями наших высших офицеров и генералов, вы теперь тоже, вероятно, думаете, что казаки поднялись для восстановления колчаковского про¬извола. Нет, братья, нам не нужно того, что отброшено историей. Колчак пал по¬тому, что не понял духа свободолюбивого сибирского крестьянина и казака. Нам, братья, как и вам, не нужны золотые погоны. Нам их, простым казакам, не носить;
* Так в тексте.
мы дети одной с вами трудовой семьи. Ваше горе горько и нам. Нам в Сибири с вами делить нечего. Земли у нас хватит на всех, и мы имеем общих врагов.
Мы поднялись все, как один человек, против кучки жидов и их наймитов, загра¬ничных прожигателей жизни, нагло именующих себя рабоче-крестьянской властью.
Мы не хотим, чтобы нами командовала, нас обирала, нас гноила по разным чека да по тюрьмам, чтобы расстреливала тысячами, какв Омске, кучка коммунистов.
Мы хотим, чтобы труд был свободным, чтобы каждый занимался тем, чем хочет, чтобы крестьян не отрывали от плуга и не посылали по мастерским и заводам.
Мы хотим, чтобы была свободная торговля, чтобы каждый мог продать, что имеет лишнего, а неимеющий мог купить.
Мы требуем, чтобы не было разверсток, излишки наш брат хлебороб сам продаст.
Мы стоим за советскую власть, но не за такую, какую представляют ее коммунисты; за власть всего народа, а не за кучки бывших острожников, жидов и коммунистов.
Советская власть — власть народа, а не должна быть властью коммунистов.
Вставайте все как один: рабочий, крестьянин, казак, киргиз, - все народы против угнетателей!
Час пробил! Да здравствует свободный трудовой народ, свободная торговля и свободный труд!
Да здравствует советская власть без узурпаторов - кровожадных коммунистов.
Начальник штаба Романов
ГАОО. Ф.р. 1374. Оп. 1.Д. 98. Л. 118. Типографский оттиск.



Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Гость
  • Гость аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
14 года 3 мес. назад #4680 от Гость
Здравствуйте Якшинцы! Очень рада видеть на этом форуме всех якшинских. Я казашка (не казачка). Родилась и выросла в Якшах. Зовут меня Роза Нагуманова. Когда читала такую интересную информацию на этом форуме, меня переполняло чувство радости и восторга. Многое узнала об истории села, о нашем знаменитом озере и других интересных вещах. Сразу вспомнила своих соседей, одноклассников и всех жителей нашего села. Мы всегда жили дружно и ничего не делили между собой.

Но с глубоким сожалением читала ваши негативные отзывы о хитрых как сказочный герой Алдар-Косе (который к вашему сведению «обувал» богатых и раздавал бедным) казахах, притесняющих русских и выживающих из Казахстана.

А вы «историки», знаете ли, что много народов, в том числе немцев, поляков, чеченцев и ингушей во время войны отправляли вагонами в нашу страну, где их приютили те же хитроумные «алдар-косе»? К вашему сведению, уважаемые мои земляки, в Казахстане проживают 130 народностей, 45 религиозных конфессий. И все они живут в мире и согласии, живут в такой стране, где соблюдаются права и возможности всех людей, невзирая на национальности, религиозную принадлежность, язык, где сохраняется культура всех народов и наций.

Получается так, что ВЫ ПЛЮЕТЕ В КОЛОДЕЦ ИЗ КОТОРОГО САМИ ПИЛИ И ДО СИХ ПОР ПЬЮТ ВАШИ РОДИТЕЛИ И РОДСТВЕННИКИ.

Не судите по одному человеку весь народ. В семье не без урода. Если какой-нибудь недалекий, малограмотный, тупой директор притесняет кого-то, то это не означает что весь казахский народ, политика государства также направлены на дискриминацию своих сограждан.

Если кто не знает, то имейте в виду, что среди высокопоставленных политиков есть и русские, и украинцы, а также представители других национальностей. Русский язык имеет официальный статус и используется на уровне межгосударственного общения.

Дорогой Ванечка! Мы с твоей т.Любой пережили многое, ели с одной тарелки и спали под одним одеялом. И до сих пор со многими и русскими и не русскими я тесно общаюсь и крепко дружу. Так что, не обливайте грязью свою хоть и малую, но Родину.

НЕТ ПЛОХОЙ НАЦИИ, ЕСТЬ ПЛОХИЕ ЛЮДИ!!!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
14 года 3 мес. назад - 14 года 3 мес. назад #4682 от Фёдорыч
Здравствуйте, тётя Роза. Очень рад, что Вы здесь и обратили внимание на наш форум. Прочитал Ваш отзыв. Слишком эмоционально как-то Вы начали :) Но я согласен с основной Вашей фразой - НЕТ ПЛОХИХ НАЦИЙ, ЕСТЬ ПЛОХИЕ ЛЮДИ - более того, это моя твёрдая точка зрения в вопросе межнациональных отношений...

А теперь, если Вы позволите, отвечу на некоторые Ваши замечания:

Гость пишет: Но с глубоким сожалением читала ваши негативные отзывы о хитрых как сказочный герой Алдар-Косе (который к вашему сведению «обувал» богатых и раздавал бедным) казахах, притесняющих русских и выживающих из Казахстана.


я всегда думал (меня так в школе якшинской учили) что Алдар-Косе очень даже положительный герой, защищавший бедняков с помощью своей смекалки. Казахский Робин Гуд, своего рода... Не пойму почему Вы в этом увидели негатив... А упомянул я его потому что ваши политики сами утверждают во всеуслышанье, что внешняя политика Казахстана МНОГОВЕКТОРНА, БАЛАНСИРУЮЩАЯ между востоком, западом и Россией и, как любая плитика, направлена на извлечения для себя наибольшей выгоды...

Уж не знаю, на что Вы обиделись... Я бы это расценил как комплимент...

Гость пишет: А вы «историки», знаете ли, что много народов, в том числе немцев, поляков, чеченцев и ингушей во время войны отправляли вагонами в нашу страну, где их приютили те же хитроумные «алдар-косе»?


Хоть мы и не историки, но об этом ПРЕКРАСНО знаем. Знаем также то, что в то время в Казахстане проживало сколько казахов, примерно столько же и "неказахов", и "ютиться" ПРИХОДИЛОСЬ ВСЕМ... А если принять во внимание то, что департация в Казахстан была насильственной, то выбора у казахстанцев как-то и не было вовсе, приютить-неприютить... Если бы не приютили, этим же составом отправились бы куда-нибудь на берег Колымы. Ваши предки вместе с моими же... НО!!! Я нисколько не хочу умалить помощь и просто доброту людей, оказываемую депортированным в тяжёлые ДЛЯ ВСЕХ времена. Мир, как говорится, не без добрых людей. Так было, есть и надеюсь, будет всегда!

Гость пишет: К вашему сведению, уважаемые мои земляки, в Казахстане проживают 130 народностей, 45 религиозных конфессий. И все они живут в мире и согласии, живут в такой стране, где соблюдаются права и возможности всех людей, невзирая на национальности, религиозную принадлежность, язык, где сохраняется культура всех народов и наций.


Да, действительно, Казахстан до сих пор многонационален - это факт... Но как-то вскользь упускается изменение СТРУКТУРЫ населения по национальностям... Как Вы думаете т Роза, почему? Не потому ли что некоренных наций стало В РАЗЫ!!! меньше. На естественную быль, согласитесь, не похоже...

А Вы читали современные казахстанские учебники по истории? Я только начал, почти сразу почуствовал себя практически фашистом - так расписано многовековое ИГО (дословно) казахского народа сначала Российской империей, а затем и Советской Россией. И НИ СЛОВА!!! о том что протекторакт России в 18-м веке СПАС казахские племена от полного истребления джунгарами... Вы, т Роза, знаете об этом?!?! Извините, но мне как-то не хочется чтобы мои дети воспитывались "во грехе"... В бОльшей степени именно поэтому я живу в России а не в Казахстане

Обратите, пожалуйста, внимание на один факт. На сайте нашего Айыртаусского района есть статистика населения. Казахов и "неказахов" до сих пор примерно поровну (даже казахов немного меньше половины - неважно)... А почему за исключением одного-двух, главы администраций - исключительно казахи? Я уже не говорю про районное начальство. Что русские вдруг все стали идиотами, не способными принимать решения уровня небольшого аграрного района? Я в это не поверю никогда...

Гость пишет: Получается так, что ВЫ ПЛЮЕТЕ В КОЛОДЕЦ ИЗ КОТОРОГО САМИ ПИЛИ И ДО СИХ ПОР ПЬЮТ ВАШИ РОДИТЕЛИ И РОДСТВЕННИКИ.


что значит "ПЛЮЁТЕ" и "до сих пор пьют"... Вы считаете наших родителей и родственников нахлебниками, которых кормят казахи? Или я Вас неправильно понял?

Мой отец работает с утра до ночи и имеет со своего хозяйства ГРОШИ, потому что государству неинтересны малые хозяйства, а работы в Якшах другой нет. За все годы которые он там работает, ему ТИЫНА государство помощи не дало, даже кредита нормального. Зато уралманам (заграничные казахи) дома дают, скот, деньги... А живут мои родители в Якшах до сих пор, ТОЛЬКО потому что им в ТЫЩУ раз сложнее покинуть то место, ТОЛЬКО потому что оно РОДНОЕ. Они живут там до сих пор ТОЛЬКО потому чтобы каждый день видеть озеро, сопку и свой дом, чтобы под сопкой видеть кладбище где похоронены 5!!! поколений их предков, а у моих родителей ещё и 2 ребёнка... Поверьте, это так

А я вот недавно узнал и теперь рассказываю всем что Якши наше было основано в 1851 году, нашёл список жителей от 1852 года. Хотите Вам пришлю. Мне этого, как и Вам уверен, ни один учитель в школе не рассказывал. Нашёл описания наших родных мест, сделанные ещё в 19 веке... У Вас это есть? На форуме рядом с этой темой с Витей Петровым создали тему "1941-1945", куда внесли имена всех погимбших в ВОВ якшинцах, внесли имеющуюся информацию о них, в том числе, и о Вашем, возможно, родственнике - Нагуманове Нармукое... Ещё на страницах этого форума мы пытаемся понять почему у нашего озера, сопки, и деревни ВСЕГДА было татарское название... Вы знали об этом? Только честно.

По вашему, я плюю?.........

БОГ нам всем судья, тётя Роза, в том числе и за слова сказанные друг другу

Гость пишет: Не судите по одному человеку весь народ. В семье не без урода. Если какой-нибудь недалекий, малограмотный, тупой директор притесняет кого-то, то это не означает что весь казахский народ, политика государства также направлены на дискриминацию своих сограждан.


сложно с Вами не согласиться в том что нельзя судить народ, только мы здесь этого и не делаем. А по поводу политики государства - это Вы, конечно, приукрашиваете. По вашему просто так от нечего делать миллионы людей собрались и поехали в Россию... Наивно звучит, согласитесь, тётя Роза

Гость пишет: Дорогой Ванечка! Мы с твоей т.Любой пережили многое, ели с одной тарелки и спали под одним одеялом. И до сих пор со многими и русскими и не русскими я тесно общаюсь и крепко дружу. Так что, не обливайте грязью свою хоть и малую, но Родину.


У меня тоже есть товарищи-казахи, которых я искренне уважаю - это снова всё к тому, что нет плохих наций, есть плохие люди... Мы уже об этом говорили

А по поводы тёти Любы, я в курсе, что вы были подругами. Уверен и она с теплотой в сердце вспоминает о вашей дружбе...

Но вот ведь что получается - тётя Люба вот уже лет 5 живёт в Рязанской области... С чего бы это?...

В конце концов, я высказываю свою точку зрения по поводу политики государства Казахстан, при этом кроме прочего, всегда подчёркивая благодарность ИМ за то что хватило ума и воли не устроить бойню как на Кавказе вот уже 15 лет или как недавно в Грузии.

А вообще, т Роза, я правда очень Вам рад. Прошу Вас, заходите на этот форум почаще. Будем общаться, обсуждать что-либо. Это ведь здорово, что мы можем высказать свои точки зрения на происходящее вокруг! Да и, в конце концов, кроме темы межнациональных отношений существует масса интересных тем! Не будем зацикливаться на одном.
Последнее редактирование: 14 года 3 мес. назад пользователем Фёдорыч.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Василий Ламанов
  • Василий Ламанов аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
14 года 3 мес. назад #4685 от Василий Ламанов
Что-то не убедили вы меня Роза.Я живу в России с июля 1986г.Ни разу не ездил на малую Родину.Сам я родился в Якшах и мать моя коренная Якшинская.Родителей кстати я увез с собой.Так вот уважаемая как вы мне объясните что вначале 90х годов в Россию хлынул такой огромный поток людей.Которые родились уже в 5 или 6 поколении на территории так называемого Казахстана.Так что о толерантности казахов сказки расскажите англичанам или американцам.Знаете люди не уезжают бросив все нажитое просто так.Нужны очень серьезные причины.И эти причины не устранены и сейчас.Ведь и сейчас уезжают только уже не так поспешно как в 90е годы.А насчет колодца в который мы якобы наплевали.Я когда жил там то работал и между прочим неплохо.Я не считаю чем-то обязанным ни себя ни своих родителей перед казахами.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
14 года 3 мес. назад #4688 от bgleo
Уважаемая Роза,
Обращаюсь к Вам со своими извинениями, так как, насколько я понял, Вашу негативную реакцию вызвали даже не мои слова, а то, что я процитировал здесь из Интернета.
Тем не менее, мне бы хотелось сказать, что никто из участников данного форума даже не думал обвинять КАЗАХСКИЙ НАРОД в притеснении русских, либо какого-нибудь другого народа или национальности. КАЗАХСКИЙ НАРОД (как и любой другой), как Вы здесь говорили, гостеприимный и доброжелательный. И это даже не подлежит какому либо обсуждению.
Все что здесь говорилось о том, как изгоняют русских из Казахстана и как унижают тех, кто остался в Казахстане, касается ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РК и того, что творят в РК чиновники и политики. Это то, что существует более 20-и лет на всем постсоветском пространстве. Русский – враг и захватчик.
Извините, а Вы лично знаете, что было на территории СКО (Северо-Казахстанской области) 200-300 лет назад? Кому принадлежала эта земля? Кто здесь жил? И как жил?
Если знаете, то поделитесь с нами. Попробуйте Вы, казашка, о земле моих предков (моего деда, прадеда, пра-прапрадеда) рассказать больше и лучше, чем присутствующие на этом форуме Дмитрий Караганов, Андрей Иванов или Иван Колесниченко. Я уже не говорю о предках Д. Караганова, которые в исследовании Казахстана и его истории сделали может быть больше любого казаха.
Ну а потом мы с Вами поговорим о том, кто и куда плюет.
И еще постарайтесь мне объяснить каким это ветром (после «торжества демократии» в 1991г.) занесло в г. Муром, который от Казахстана расположен за несколько тысяч километров кучу докторов и кандидатов наук из Казахстана? Или по Вашему в маленьком, провинциальном городке России им лучше чем в столице или крупном областном центре любого государства?

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Гость
  • Гость аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
14 года 3 мес. назад #4699 от Гость
Здравствуйте уважаемые участники форума!
Мне многие знатоки интернета предупреждали, когда я написала вам письмо,
что на форуме люди выливают грязь в адрес друг друга.
Но в первую очередь я надеюсь на то что мы все-таки земляки.
По этому советую вам не скачивать и не цитировать бестолковые высказывания тех казахов, которые посылают в интернет всякую чушь лишь-бы кому-то досадить своими действиями.
Некоторые казахи не только русских не уважают, даже своим порой палки в колеса вставляют.
Думаю такое бывает у всех национальностей.
Еще раз хочу повториться что нет плохой нации, а есть плохие люди.
А потом Ваня, ведь никто из казахов-старожилов лучше не стали жить твоих родителей.
Вся проблема что к нам в совхоз пришел хреновый руководитель и от этого плохо всем независимо от национальности.
На твой вопрос А почему за исключением одного-двух, главы администраций - исключительно казахи?
У нас в государстве установлено в процентном отношении , я точно не знаю сколько,но обязательно кроме казахов на руководящих должностях должны быть и другие национальности.
Разве такое было при Союзе?
Я сама отработала 17 лет еще при Союзе.Я не помню ни одного своего руководителя казаха.
Я работала на заводе численностью 7000 человек. И насколько я помню начиная от генерального директора до простого мастера у нас были одни хохлы и русские, которые при развале Союза быстро все приватизировали и уехали на свою историческую Родину.И до сих пор сдают в аренду помещения цехов казахам при этом сами живут в России.
Получается что казахи не заслужили у себя на Родине быть руководителями?
Казахам раньше квартиры если по очереди давали , то это был обязательно первый или последние этажи.
Их даже шутя называли казахскими этажами.
А теперь когда казаха поставили у себя на Родине чуть выше оказывается в миг они стали хитрыми и выживают русских.Никто и ни когда ни кого не выживал.
В начале уезжали только богатые, которые успели пользуясь своим положением приватизировать недвижимости. А потом пошла мода ехать на свою историческую Родину.
Но я знаю многих уехавших людей, которые очень сожалеют о переезде. И я знаю тех кто пожив в Германии и России вернулись на свою малую Родину,почему если здесь выживают и притесняют?
Наверное вы мне ответите , что ностальгия. Ерунда все-равно человек ищет где лучше и им есть что сравнить.
Я могу привести массу примеров бывших директоров совхозов, которые остались работать еще с Советских времен в Казахстане. Их до сих пор уважают и ценят. Вот вам один маленький пример в Атбасарском районе с. Сочинский
по сей день директор немец Гофман.Директор Акмолинской птицефабрики Шарф (сам уже покойный) руководит сын его.Вчера ехала на частном такси подвозил мужчина русский лет за 60 разговорившись с ним спросила его мнение. Он оказывается бывший работник Облисполкома ( согласитесь был не простой человек).
Не давно ездил в Россию в гости к родственникам.С его слов ( не очень то любят нашего брата в России наших там называют казахами.) Он же мне и сказал что был возмущен от того что многие уехавшие там тоже говорят что казахи их выжили. Сам он кстати говорит пока у руля Назарбаев, пока такая политика в Казахстане никуда и никогда не еду!
Кстати, Вань недавно была у вашего д.Коли на работе. Молодцы так классно развернулись, такое у них производство классное. Работают всей семьей. Никто не притесняет.
Поэтому дорогие мои земляки, давайте на форуме обсуждать другие проблемы, но только не политические.
Бывает мы на мероприятии начнем о политике и до скандала доходит.
А если мы с вами будем вести такой диалог не исключено что в перспективе наше поколение будет воевать.
А я считаю что самое ценное в жизни это МИР.
Я сама благодарна судьбе что Казахстан стал независимым государством.Благодарна что у нас такой умный президент,благодаря которому все кто работает имеют все, что желают.
Конечно я исключаю нашу деревню, но может случится чудо и будет там другой руководитель и заживут наши земляки хорошо, ведь они этого заслуживают и природные ресурсы позволяют.
Вася Ламанов! А ты то мой одноклассник. Думала вспомнишь мою фамилию, но видно времени много прошло. Ведь ты от нас уехал где-то в классе 4-5. Ведь нам с тобой есть о чем поговорить.
У нас была встреча одноклассников через 30 лет. Так было здорово!
Ваня ты вначале предлагаешь такие классные темы форума и тут вы резко переходите к политике.
Я к своему великому стыду мало знаю о истории Казахстана. Раньше нас не учили этому. Сейчас особо некогда то работа , то внуки, еще нашла себе дополнительное занятие Международная компания работа по интернету. Да, Казахское Ханство было образованно в 1405 году. Спросила у историков.
ВСЕГО ДОБРОГО ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ФОРУМА! Роза Нагуманова.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
14 года 3 мес. назад #4701 от otetz
Возник город Кокчетав на исходе первой четверти Х!Х столетия в1824 году, только в 2024 году, ему исполнится 200 лет. Тем не менее, ему суждено было стать одним из первых городов в казахской степи, пионером промышленного, сельско-хозяйственного, культурного и революционного преобразования сурового края. На долю кокчетавцев выпало первыми испытать на себе огонь, мечь, разруху, голод,смерть...
Многие века казахские племена находились как между наковальней и молотом из-за постоянных хищнических набегов южных и восточных соседей. Самой агрессивной страной по отношению к казахскому народу была Джунгария.

Чтобы оградить ее влияние на ордынцев, еще в 1731 году, были подписаны документы о добровольном воссоединении Казахстана с Россией. С целью обеспечения безопасности казахского народа, от постоянных покушений со стороны Цинской империи, русские царские власти вынуждены были выдвигать свои форпосты, постепенно все дальше в степь, создавая свою оборонительную линию. Благодаря этому и возникли оседлые благоустроенные по тем временам поселения. Прошел десяток-другой лет и на карте бывшей царской окраины заложили такие города как: Кокчетав, Каркаралинск, Акмолинск,Барнаул,Атбасар, Аулие-Ата,Верный.

Но Кокчетаву пришлась особая роль: он являлся воплощением в жизнь договоров, когда-то подписанных между Казахстаном и Россией о добровольном присоединении. Сейчас многие берутся перекраивать историю под себя... Но стоит ли это делать? Прошлое исправить невозможно. Каким оно было,таким оно и досталось нам в наследство, незря же говориться, что история-это тот фонарь, который из прошлого светит нам в будущее.И хочется,что бы все понимали это.

С древних времен места степного края, названы "Сарыарка",богатые дичью озера привлекали внимание человека. Точно установить, когда появился человек в этом крае трудно, ясно одно первоначально здесь появлялись охотники за пушниной, мясом, драгоценным металлом. Известно, что разноплеменная киргизская орда (так в древности называли казахов), во время завоевания Чингизхана, перекочевала из внутренней в Среднюю Азию.

Ордынцы еще в ХV! -ХV!! веках обращались к белому царю за помощью, чтобы их защитили от разорения и истребления. Затем казахский хан Тауке, в царствование уже Петра 1, искал защиты у русских от набегов непрошенных гостей. Ханы Абулхаир, Абулхамет ищут связи с русскими сибиряками, они посылают свои делегации в Тобольск, и находят там внимание и поддержку.Торговые караваны из степи направляются в сибирские остроги. Везут туда мясо, шерсть, кожу, каракуль, гонят лошадей, овец, верблюдов, в свою очередь сибяряки отправляют в аулы меха черной, бурой лис, соболя, бобра, горностая, песца, белки. Вино, табак, ткани, сахар -ставший чуть ли не основным предметом ввоза в степь. Ярмарки проводились в разных местах от реки Яик(Урал) до Иртыша. Люди, разные по укладу жизни,культуре, национальности, стали чаще встречаться, сближаться, заводили дружбу.
Хан Абдулхаир в 1730 году, с целью защиты от джунгарского разорения просит императрицу Анну Иоановну о принятии его со всем киргиз-кайсацким народом в подданство России. В феврале 1971 года был подписан договор о добровольном присоединении обширной части казахских земель к России, а в 1732 году Абдулхаир и Шемяка приносят присягу императрице, за весь свой народ. Этот исторический акт стал поворотным пунктом, определившим общность судеб казахов с русскими и другими народами России. В середине 18 века, началось наибольшее нашествие джунгар на казахские аулы Средней орды. В 1741 году контайше Галдан Царену удалось полностью разгромить этот джуз, а его молодого султана Аблая взять в плен, которого освободили только через 3 года, благодаря вмешательству Тобольского правительства, считавшего Аблая своим верным подданным. В 1752 году русские казаки приступили к соединению Иртышской оборонительной линии с Оренбургской.

В результате проделанной работы от урочища Зверинная голова( на реке Тобол) до Омской крепости проложили пограничную черту длиной 558км, получившую название "Горькая линия". Благодаря которой стычки в спепи, хотя и не изчесли совсем,но значительно поубавились. Дела за присоединение степи к Сибирскому губернаторству, должны были сильно обостриться, но благодаря тобольскому губернатору Ф.Сайманову и молодому Аблаю (заметно влиявшему на хана), а затем и заменившего его, все решилось мирным путем. Так продолжалось все годы правления Аблая в белом шатре, а когда осенью 1780 года, он умер, его первый сын Вали (от второй жены), кочевавший со своими аулами между Кокчетавскими горами и рекой Тобол, склонил интригами казахских старейшин обратиться к Екатерине !!, чтобы утвердили наследника в ханском достоинстве. Разумеется со стороны царского двора возражений не было, и 16 августа 1781 года в Царском селе прошение было подписано.

Тем самым, Вали утвердился ханом Средней орды. В 1782г. его пригласили в Петропавловскую крепость, где Валихан принял присягу на верность белой царице и занял место в белом шатре. Вспупив во владычество он пытался подражать своему родителю. Но склад его характера, таланта да и ума были иными. К тому же Вали отличался жестокостью по отношению к своим же единоверцам, жадностью к наживе, и к женскому полу. Используя его недостатки, китайцы начали склонять хана к принятию их подданства, и это им удалось. Он начал притеснять своих же казахов, которые тянулись к русским и кочевали в основном вдоль "Горкой линии". Среди них было сорок родных сестер и братьев Вали по линии отца. Все слабости главы джуза пораждали недовольства такой ханской властью, и естественно росло число недовольных. Однако правительство не торопилось избавляться от Валия, чтобы не обострять и без того сложную обстановку между казахами и ордынцами, и выжидали более удобного момента.

В 1815 году, военный казачий отряд, углубясь в степь на 150-200 верст, случайно обнаружил залежи ценных металлических пород, при их переплавке было получено от 20 до 29 фунтов свинца, и ползолотника серебра с каждого пуда массы. И весной 1816г. была снаряжена экспедиция, целью которой было открытие рудников.Экспедиция (И.Шангина),по тем временам была внушительная в нее входило 200 человек (горные мастера, чиновники, переводчики, фельдшер, служивые и казаки). отправилась она с юго-востока Сарыарки, на северо-запад. На встречу ей из крепости Пресногорьковской выспупил отряд Ф.Набокова. По пути следования собирались образцы пород, осматривалась пригодность почвы под посевы, наличие пресной воды, строевого леса, отмечались места подходящие под заселение. Встретились первопроходцы на берегу озера Зеренды, отметив здесь место заселения, через несколько дней оба отряда направились к урочищу Имантав. Недалеко от горы Имантау были обнаружены чудные копи.

В 1820г. описаны горы, древний прииск, озеро Арыкбалык. Закончив здесь работу отряд направился к горам Якши-Янгыстау, затем через Атбасарские степи, мимо озера Кургальджин, взял направление в сторону Караганды,стоило бы, отряду пройти чуть-чуть севернее и они бы обнаружили выходившие на повехность пласты угля, но,в то время этого не случилось, но зато были обнаружены другие ценные ископаемые, рудниковые залежи. Завершив работу в прибалхашской степи, отряды разделились и отправились в обратный путь, один к форпосту Коряковский(Павлодар), другой к Семиярскому(Семипалатинск). Отряд Набокова через урочище Акмола направился к крепости Петропавловской, затем 26 сентября отряд прибыл в Боровое. Набоков писал: Остановились на ночлег уречки Янысу, текущую с северо-востока к озеру Кокчетау, по левую сторону озеро Котыркуль, и высочайшие горы Кокшетау. (тогда так называли горы Борового). Горы непреступны из-за растущих там непроходимых лесов.

Боровое- было отмечено как наиболее привлекательный уголок в степи.Затем экспедиция направилась к реке Чаглинка. В Тобольске, столице Сибирского края (куда входила и область сибирских киргизов(так тогда именовали Казахстан), жил крупный торговец Иван Попов, у него было два сына Федот и Степан. В 1810 году они являлись откупщиками значительной части городов Сибири, а после голицынского откупа Федот поселяется в Томске, а Степан -в Семипалатинске. Степан отличается активностью, инициативностью, предприимчиостью и постоянным стремлением к обогащению, заводит обширную торговлю с Кашемиром,Бухарией и другими ханствами. Завозит в степь чай, который в степи и Сибири потребляется в больших количествах. Узнав, что среднеазиатцы привозят на ярмарки золото в песке, он постоянно ищет места залежей, и в 1816г. ему привозят более 5 пудов порроды, взятой в Киргизской степи, взятой у речки Тюндюк, находящейся всего в 300 верст от Горькой линии.

Степан, начал проводить агитацию, внушать казахам, что для наведения порядка в орде, нужно попросить русское правительство поселить в некоторых местах казаков. И через 2 года в Омск, начали поступать такие прошения от значительной части среднего жуза. А, русскому правительству Степан представил проект, обосновал его не только крупными залежами, но и зделал ставку на развитие животноводства и земледелия, он утверждал, что степь может обеспечить продуктами не только Сибирь но и Европейскую часть России. В 1822г. Сибирь разделили на 2 губернаторства Западное (куда вошла Средняя орда) губернатором был назначен П.М.Капцевич, образуется Омская область, Капцеывич вызывает в Петропавловск наследника Валихана, его сына Габайдуллу, который сам предлагает принять его со всем аулом в новое устройство. и Восточное. В 1823г. в степь направляются 13 козачих отряда, каждый из которых состоял из 13-20 конных казаков.

Председатель Омского правления Антон Григоровский сообщает, что к нему в Петропавловск явились старшины Алтай Менешев,Чокан Болкаев,Давлет Джарманов,Кайдар Алтаев, бий Садыбек Бозданов кочующие в степи,которые собирались у султана Джумы и решили принять за счастье даруемое Россией покровительство, такие же прозьбы поступили и от других кочевников. 17 марта 1824г. отряд казаков прибыл в урочище Ханской Катын-Ающ, что в 50-ти верстах от Кокчетавских гор. Было указано первый округ назвать Кокчетавским. Так как эти горы уже были известны тем, что Аблай здесь объявил о добровольном присоединении к России, а со 2-ой половины 18 века эти места стали ханской ставкой. Об этих исторических событиях много легенд. Отряд расположился у озера Большое Чебачье. Взвесив все еще раз отряд решено было передвинуть в урочище Чат, раскинувшегося вдоль реки Чаглинка, начиналось урочище там, где сейчас раскинулись дачи горожан вдоль Зерендинской трассы, и тянется до поселка ЧАЙКИНО.

Не сомневаясь в благоприятности увиденного места, Григоровский принимает решение именно здесь возводить укрепление. Казаки вбили колышек с надписью "Кокчетавский приказ" Получено это название первоначально от Кокчетавских гор, так оно и осталось навсегда. Не раздумывая казаки установили кибитки, юрты, развернули походную кухню, начали пилить лес, колоть бутовый камень, подвозили глину, начали рыть землянки. Первый котлован подготовтили под кузнецу, которая нужна была для изготовления гвоздей, скоб, лопат,ножей. Крышу зделали из наката, хвороста и сверху обмазали толстым слоем глины, стены обложили бревнами. Примерно так-же строились и другие объекты.

Под руководством некоторых баев, возмущенных появлением казаков,начинаются недовольства среди некоторых улусов. Баи понимают, что эта реальная сила на которую можно при необходимости опереться. Кочевавший не так далеко от Кокчетавского форпоста Касим Аблайханов (младший брат Вали) летом 1825г. доставил жалобу Оренбугскому губернатору, в которой говорилось, что генерал Капцевич учредив поселение при горе Кокшетау, не учел их мнения, и они хотят проводить жизнь такую, какая была при хане Аблае, (кочевую).Желание недовольных баев, подогревалось еще и тем, что казахи Младшего жуза Оренбгского ведомства пользовались прежней свободой управления, без вмешательства русских, вели самостоятельный кочевой образ жизни. И это вызывало зависть у восточных сородичей. Г.Валиханов - хан среднего жуза в сложившейся ситуации не обременял себя делами округа, он постоянно находился во владении своих кочевий, которые летом перемещались из Борового на берега рек Кулутон и Ишим. Валиханов встречается с одним из старейшин, баю Малгаждару, кочевавшему в урочище Улькун-Карой(Кзылтау), предлагая ему выступить против казаков. Аксакал постоянно кочевал вдоль Горькой линии, и был в близких отношениях с казаками русскими переселенцами он не поддержал предложения Валиханова. В степи же, начинаются волнения. Осторожный Капцевич повелевает выстроить в усадьбе ханши Айганым в урочище Сырымбет мечеть. Расчет был прост: укрепитьт веру мусульман в благородные намерения правительства, способствовать расположению кочевников к новым порядкам. Такой шаг сыграл определенную роль. В мае 1825 года, появляется сообщение о переселении крестьян из центральных районов России в открывшийся благодатный округ Кокшетау. Первыми на необжитые земли прибыли отставные солдаты Ульян Акулов и Федор Дубавицкий из Тамбовской губернии. Они просили принять их 146 душ и разрешить поселиться на землях Кокчетавского уезда. Но не дождавшись положительного ответа, ходоки убыли домой ни с чем.

Исполняющим обязанности председательствующего Кокчетавским приказом назначают Джилгару Байтокина, который с первых дней включился в активную работу с населением. Пользы от его действий было много, своим примером он показывал как нужно вести себя по отношению к русским, Байтокин верой и правдой стремился служить русскому правительству. Одной из основных проблем было внедрение в округе русского судебного права. Древние казахские обычаи предусматривали очень немногие преступления за которые могли нести наказания, такими считались: убийства,прелюбодеяния,изнасилования,увечья,воровство.причем пострадавшая сторона имела право требовать не только смертельной казни, но и материального возмещения, или отсечения руки,ноги или любой другой части тела. Наиболее распространенными наказаниями были штрафы двух видов за уголовные преступления - Кун (100 лошадей или 1000 овец). За убийство султана например могли казнить, а могли и потребовать кун в 7-ми кратном размере.

В случае убийства женщины, девушки, раба присуждалась половина куна. При изнасиловании девушки или уводе замужней женщины родственники могли также запросить половину куна. Мужчине, которому выбивали глаз полагалось полкуна, а женщине за то же самое всего четверть куна. Мужчина убивший свою жену, застав ее в постели с другим, не подвергался наказанию, как и родители погубившие своих детей, или хозяин лишивший жизни раба. А жена казнившая мужа за измену, безоговорочно подвергалась смертной казни.

За мелкие проступки обвиняемому присуждался - айп, он равнялся трем девяткам, то есть провинившийся должен был платить пострадавшему три раза по 9 голов скота. Такие штрафы платились за перелом плеча,руки и другие увечья. Две девятки платил тот, кого муж застанет в постели со своей женой. Одну 9-ку платили за оскорбление султана или сломаный палец. Человек едущий к аулу султана, должен был спешится за несколько сот метров и вести коня за узду.

Зато бырымта, когда угоняли сотни голов скота (от чего порой страдали целые аулы), в судебном порядке не рассматривалась, а угонщик расценивался чуть ли не как герой. И только после введения русского судебного права, угонщики скота рассматривались как воры и предавались суду.Обстановка в степи начала меняться к лучшему. В октябре 1825г. на должность Омского областного начальника прибыл полковник С.Броневской, (который открыл Каркаралинский внешний округ). Ознакомившись с Кокчетавским приказом он пишет:" Отряд уже через речку Чаглинку устроил мост. Земли к хлебопашеству удобные, вода в озере вкуса не противного, чистая, и я полагаю, что вышеприведенные удобства подтверждаю, что заселение оставить именно в теперешнем месте, и в весьма неотдаленные времена из Кокчетава может образоваться город. Вблизи заселения самого приказа по всем окресностям расположились киргизы на зимовку в большом количестве, они привыкают к общению с русскими, я не заметил в киркизах страха, недоверчивости, или недовольства. Однако зима 1825-26гг. выдалась весьма холодная. Несмотря на имеющийся уже лазорет, люди постоянно заболевают горячкой. Руководство убеждается в неудачном выборе места, и задумывается о переносе его на левый берег Чаглинки. С приходом холодов успокоились и мятежные ордынцы. В марте 1826г. в Кокчетав прибыл инженер-подпоручик Г.Попов. осмотрев местность, и все имеющиеся застройки, он заключает, что заселение нужно переносить, составляет смету расходов на эти цели. Привязывает свой план примерно там где сейчас пересекаются дороги идущие из Кокчетава на Еленовку, и из Красного Яра на совхоз "Садовый". Планом предусматривалось строительство крепости с офицерским домом, госпиталем, солдатской казармой, конюшней а в центре разместиться церковь. Серцем же крепости должен стать редут, обнесенный рвом и земляным валом, двумя воротами и двумя мостами через ров. Все планировалось облажить дерном и огородить частоколом.

Получив проект из Омска прибывает майор Макаров, который пишет, что и данное место не подходит для заселения :"Расстояние от озера 150 сажень, что не позволяет крупного заселения. Место это сыро и люди часто болеют лихорадкой и горячкой, и в военном отношении место выбрано невыгодно."Окончательный документ появляется 18июня 1826г. гражданам построившим свои дома рекомендовано оставаться на своих местах и организовать слободку. Но странное дело, отряд снявшись с места, не идет в указанный район, а по левому берегу продвигаясь, казаки прибыли к самому озеру Капа, туда где теперь Красный Яр. Здесь и застала их осень и зима. Выбранное место вновь оказалось неблагоприятным, и возникли новые трудности - со всех сторон налетал ветер, он летом пылью а зимой снегом заносил лагерь.С прибрежных камышей весной поднимались тучи гнуса, от которого не было спасения. На открытой местности казаков беспокоили отряды бунтавщиков.

Совершаются частые набеги киргизов из-за Ишима,которые наносят бльшой урон. В связи с этим решено в стпи установить пикеты от станции Пресногорьковской, через урочище Ала-батылы, Койбагор, Антоновка, Имантав, Зеренды- на Каркаралинский приказ, таким образом создалась бы оборонительная линия защищающая Кокчетав. Но Омский областной Совет не поддержал предложение, мотивируя это тем, что такие пикеты дорого обходятся государственной казне. Казаки небольшими группами отправляются то в одну, то в другую сторону для поиска более удобного места. Вокруг обосновавшегося палаточного лагеря стояли высохшие прошлогодние травы, этим и воспользовались бунтовщики, не имея возможности прогнать "уруссов" они поджигают степь. Огонь лавиной перекатываясь по сухому ковылю начал опоясывать казачью стоянку. Степь покрылась черным гаревом, и это ускорило смену дислокации лагеря и в этот раз. Прибыл отрядуходивший в сторону Зеренды, который сообщил, что есть еще одно подходящее место...

Это место было рядом, но увидеть его не предоставлялось возможным из-за сопок и леса. Было оно на южном берегу этого же озера Капа, в урочище Чар,у сопки Букпа. Это место казакам, показали казахи, тянувшиеся к русским, как рассказали степняки,это то самое место, куда впервые прибыл хан Аблай, а затем откочевал в Боровое. Теперь здесь размещалась зимняя стоянка одного из баев,который с приходом лета откочевал в степь. А на месте аула остались прижавшиеся к сопкам загоны, землянка, небольшой колодец, да и озерная вода была чище слезы. А само озеро богато рыбой. Рядом хороший строевой лес. К тому же площадка была непреступна с 3-х сторон, с одной простиралось озеро, с двух других сопки покрытые лесом. И только с четвертой просторный луг сбогатыми травами и жирным черноземом. Место как нельзя лучше подходило для заселения, да и охранять лагерь с одной стороны гораздо легче, нежели занимать круговую оборону.

Группа казаков сделала незаметную извилистую просеку в лесу вдоль берега. И надо же так случиться, что проложенная тогда временная тропа и по сей день остается одной из главных магистралей ведущих в областной центр. Разместив летний лагерь казаки приступили к сооружению кузнецы, загонов для лошадей. Но главное за лето нужно было возвести укрепление. Для этоготребовалось много людей, и за хорошую плату, были наняты несколько сот ордынцев. Прежде чем приступили к строительству основных объектов, территорию обнесли частоколом. В нескольких верстах на деревьях установили рогатки из срубленных деревьев, для того, чтобы неприятель проезжая ночью, невольно цепляя связки заваливал эти деревья, утром дозорные осматривали эти места, и оповещали отряд. Служба дозорных была опасной, они часто попадали в плен к бунтовщикам, а уйти от них почти никому не удавалось. Пленнику после допроса разрезали пятки, насыпали в раны мелко нарезанный конский волос, прикладывали подорожник, перевязывали и раны быстро заживали, человек становился рабом. Он мог что угодно делать руками, но убежать он не мог. Кормили таких только тем, что оставалось от общего стола, как правило это были помои. Казаки не терпели оскорблений и унижений, вступали в скандалы и их убивали. Одному кокчетавцу удалось убежать, причем целым и невредимым. Помогла ему выжить девушка-казашка, служившая у мяжежников и полюбившая русского пленника, он ей ответил взаимностью. По завершению укрепления, было начато строительство жилья, веиряной мельницы, флигеля и провиантского магазина. Разрешено было казакам и офицерам вызывать свои семьи оставленные в Петропавловске. Народ не сразу ринулся переселяться в Кркчетав. Но мало помалу начали прибывать старики,женщины, дети. Появилась живность, крупный рогатый скот. Так в 1827г.был заложен фундамент первого русского заселения в казахской степи. Здесь началось реальное воплощение договоренностей, подписанных почти 100 лет назад о присоединении Казахстана к России. С организацией переработки сырья Кокчетав превращается в промышленный и торговый центр. Началось переселение семей из других мест, предоставлялись им некоторые льготы. Срубленные деревянные дома строились, как правило из 2-х комнат с палатями, разделенных темным коридором. Окна заделывались выделанной скотской брюшиной или сухими пленками бычьих пузырей. Русское правительство начинает разъяснять А.Габбасову(председателю Кокчетавского приказа),цель прихода европейцев в степь, историческую необходимость сближения русского и казахского народов, устанавливают ему дополнительные льготы, производят в чин майора царской армии. И он начинает верой и правдой служить русским. При нем расширилась меновая торговля в степи, активизировалось хлебопашество, уменьшились случаи угона скота, открылись школы, детей начали учить грамоте. Все это не осталось незамеченным. Султаны Сартай Ючин, Досан Ханбабин и некоторые другие не вошедшие в границы

Кокчетавского приказа, но заметившие явное преимущество степняков вошедших в округ, в 1830г. обращаются к губернатору Западной Сибири И.А.Вильяминову с прозьбой открыть внешние округа в местах их кочевий, а именно Ак-молла,Баянаул, Аманкарагайском и других. На что последовало незамедлительное разрешение. В 1832г. Аблай Габбасов сильнопростудился и слег в горячке, а в середине мая умер. Следовали выборы нового старшего султана. Свои кандидатуры выставляют несколько султанов, в их числе разрешено в этот раз, участвовать в выборах и Габайдулле Валиханову, и он избирается на эту должность. Три недели длился пир в урочище Чар, где вновь избранный султан, за счет казенной казны угощал 250 человек своих приближенных, в числе их была и ханша Валиева. Просчитался виновник торжества и на радостях допустил перерасход в сумме 252 рубля, на что Омское руководство выразило острое недовольство происходящим, к счастью для Габайдуллы обошлось безнаказанно.

17 сентября Г.Валиханов был приведен к присяге и дал клятву на верность службе. Его помошниками стали Алтыбай Морданов и Сейтен Борамбаев. Надо заметить, что на этот раз Габайбулла с первых дней стал исправно нести службу в приказе, проводил работу среди коренного населения, во многих начинаниях поддерживал русское руководство и оказывал практическую помощь. Авторитет Валиханова растет на глазах. Весной 1834г. Габайдуллаедет в Тобольс, где просит Вельяминова вернуть ему заслуженные награды (которые ранее ему не выдали). Задержавшиеся награды Г.Валиханову и его сыну Булату вручали торжественно в Кокчетаве. И в этот раз не обошлось без богатого тоя, на который были приглашены все султаны, баи,старшины округа,прибывшие с богатыми подарками. Польщенный таким вниманием со стороны русского правительства Валиханов еще усерднее включается в работу по внедрению царской политики среди кочевников. Большую помощь в этом ему оказывает сын Булат.

Но бунтовщики продолжают бороться за свое освобождение, ведущим организатором смуты в Сарыарке выдвигается Саржан Касимов. Он находит контакты с ташкентцами, находит поддержку у Кушбека и с 6000 лихих наездников налетает сначала на Акмолу, а затем вихрем проносится по Кокчетавскому округу. Он разоряет,грабит, пордигает, а непокорных ордынцев убивает. Бороться с ними выступают казачьи отряды. Г.Валиханов поддерживает русских. Но судьбе было угодно, что в 1836г. Касимов погибает от рук тех же кокандцев. И ему на смену приходит его младший брат Кенесары Касимов. в 1837 году, образуется новая пограничная линия, от Горькой линии через Кокчетав к Акмоле прокладываются пикеты. Весной 1837г. Кенесары вместе с войском (численность которого уже более 10000 всадников), из Коканда перекачевывает на берега реки Тургай, и оттуда делает набеги на приказы. Уводятся жители, угоняется скот. В числе захваченных сторонник Габайдуллы султан Пиралы Габбасов.

Кенесары принимает решение казнить Габбасова вместе с семьей, за связь с русскими. Валиханов докладывает в Омск о сложной ситуации в степи. Омское руководство веря в могущество казачества, не оказывает должной помощи. В это время Касимов отвлекает внимание казачества, а сам, с другой стороны налетает на приказ и захватывает в плен самого Г.Валиханова с его семейством и приблеженными. В этот критический момент для жизни Валиханова, русские включают огромные силы ордынцев, для спасения султана, под натиском многочисленных прозьб Касимов отпускает пленника. А Омское руководство находит в поведении Валиханова в этот сложный момент пособничество Касимову и арестовывает его, вместе с сыном Булатом.И в 1839г. отправляет в ссылку в Березов. Валихановых помещают в острог, в котором когда то томился князь Александр Меньшиков. Возмущенный таким поворотом дел Кенесары обращается в Оренбург к графу Перовскому, с прозьбой освободить Валиханова, Но получает отказ, Габайдуллу освободили только в 1948г. по отбытию наказания, когда мятеж Кенесары был подавлен. Булат Валиханов, увозит своего младшего сына обучаться в Сибирский в кадетский корпус, где обучался и старший,приехав назад он начал распускать слухи,что его сын после окончания учебы будет назначен на должность советника пограничного управления, а младшего якобы, пообещали рекомендовать старшим султаном Кокчетавского приказа. Всем этим он склонил на свою сторону доверчивых безграмотных степняков. Степняки пишут прошения, назначить на должность старшего султана две кандидатуры Г.Валиханова и Б.Габайдуллина. Но это предложение отклоняется, и Валихановы со своими аулами откочевывают в Акмолинский округ. В то время в Кокчетавском округе происходили выборы султана, и шла борьба за власть. Выдвиженцы всячески подкупали народ, и наконец 28 августа 1854г. был выбран Таны Тортаев

На этом, можно сказать жестокая борьба за власть в округе закончилась, жизнь текла своим чередом, политика русского правительства оставалась неизменной, среди ордынцев - желание вести борьбу постепенно угасало, т.к. агрессивно настроенные против русских султаны, кто погиб, а кто состарился. Меняющаяся в лучшую сторону жизнь кочевников способствовала воспитанию нового поколения в духе предонности царскому престолу. Особенно тех кто обучался в русских учебных заведениях. Одним из этих людей является Чокан Чингизович Валиханов, его как раз и питали корни Кокшетау.
Сибирское казачество корнями своими уходит к временам Ермака. Преследуемая царскими властями Ермаковская вольница устремилась в Сибирь. В нее вливался всякий "гулящий люд". В силу сложившихся обстоятельств, перешедший на царскую службу. Со временем сибирские казаки стали внушительной военной силой с помощью которой самодержавие обеспечивало безопасность своих рубежей, поддерживало порядки внутри государства. Охрана Сибирской пограничной линии всецело перешла в руки казачества начиная с 19 столетия. В 1808 году главным начальником Сибирских пограничных линий был генерал-лейтенант Глазенапа. На его содержании было 6000 казаков, что составляло 10 полков. Служба казаков была бессрочная,идя на нее каждый должен был брать свое ружье, снаряжение,обмундирование и коня. За это служивому из казны выплачмвалось 6 рублей 16,5 копейки ассигнациями в год, три четверти провианта и фуража на 7 месяцев. К тому времени сложилось так, что настоящий казак должен был носить сапоги, брюки с лампасами, как признак того,что он никому и никогда не платит податей, рубаху на выпуск, перехваченную широким поясом и папаху. Такая форма одежды закреплялась за казачеством навсегда и придавала вид опрятности и однообразия, что было важно для строя,дисциплины и манер поведения среди станичников. С помощью казачества сопровождались торговые караваны, научные экспедиции, преследовались разбойники, оно явилось мощной военной силой при столкновении с ордынцами,ташкенцами, китайцами и другими инородцами. Казачий отряд, находящийся в Кокчетаве, был одним из тех, на кого царское правительство возлагало надежды по усмирению бунтавщиков, для казаков это была хотя и трудная, но весьма почетная задача, выполнять которую не всякому доверяли. И казачество одурманеное царской пропагандой, оголив шашки рвалось туда, где зачастую проливалась кровь.

Пришедший к власти Кенесары Касимов, яростно поднимал бутавщиков киргизов на борьбу с "урусами". Он объявил себя ханом Средней орды. Устраивал набеги на поселения казаков.Отличался особой жестокостью к русским.Кокчетавский казачий отряд уже не мог своими силами справляться с наседающими бунтавщиками. Тогда в степь начали отпралять подмогу с Горькой линии. В одной из таких стачек 27 февраля 1844г. отряду Кенесары между реками Ишимом и Тургаем был нанесен один из сокрушительных ударов. Аулы Кенесары были окружены неожиданно, когда появление казаков, из-за сильных холодов ордынцы не предполагали. Касимовцы от внезапного удара рассыпались по степи, и потерпели поражение. Вместе с другими, взяли в плен старшую жену Кенесары с детьми. Сначала семью с другими пленными отправили в Тобольск. Захват его семьи больше всего унижал и итскорблял Кенесары, он обратился к губернатору с прозьбой вернуть ему его семью.

Учитывая его зверства, которые он проявлял к русским пленным, губернатор не дал ему ответа. Тогда отступив за Тургай передохнуть, Кенесары собрался с силами и снова с ураганноймощностью с криками "Аблай!" Кенесары! начал носиться по русским селениям, казахским аулам, снося и сжигая все на своем пути. Старался отомстить тем казахам, которые выступали против него, помогали казакам. Среди активно действующих против Кенесары, был старший султан Кушмурунского округа Чингиз Валиханов. Имея большой опыт ведения боевых действий Кенесары избирает другую тактику. Вместо наступления большими силами, он теперь отправляет на задания небольшие группы то в одну, то в другую сторону. Это вызвало замешательство среди казаков. Особую свирепость, оперативность и бесстрашие проявлял отряд под командованием Бопай - смелой, но и свирепой сестры Кенесары. Почти всегда, ее налетчики возвращались с победой, не щадили ни женщин, ни детей.

Кенесары поручает ей, уничтожить богатую родовую усадьбу Айгоным. Бопай выгодала момент, когда хозяйки не было в Сырымбете, налетела и обчистила все, что было в поместье, угнала скот, а затем и подожгла усадьбу. Тогда сгорели дом, мечеть, школа,хозяйственные постройки, возведенные по указу царского правительства. Айгоным вернувшись домой застала на месте имения- пожарище. Конечно ни омское, ни кокчетавское руководство не могли оставить это безнаказанным, и охота за отрядами Кенесары началась с новой силой. Нередко вместо смертной казни касимовцы использовали и другие методы наказания, разрезали пятки, зашивали в них конский волос, после зживления раны, пленника оставляли в степи, передвигаться он не мог, и становился добычей зверей, или через несколько дней умирал от голода и жажды. Кроме того, очевидцы описывали, что в отрядах Кенесары не составляло труда и страха опробовать на ком-либо острие клинка или стрелы перед наступлением.

Ставили рядом 2-3х человек одинакового роста и одним взмахом сносили им головы, или пронзали их стрелой, пуская ее через уши. Борьба Касимова продолжалась до 1847г. Целое десятилетие продолжалась смута в степи. За это время он столько причинил горя и страдания как русским, так и казахам, что, казалось сам аллах восстал против него. И он все чаще и чаще стал иметь поражения. Отступив к Иссык-Кулю на зимовье, подальше от русской границы, Кенесары надеялся там отдохнуть и с новыми силами выспупить против кара-киргизов. Но сдесь он просчитался. Под видом отстуления кара-киргизы заманили мятежников в ущелье и уничтожили их. Самого Касимова взяли в плен. Сведения о его смерти самые противоречивые, в одном из доносов: якобы с него сначала содрали кожу живьем. Затем его его живого посадили в котел с водой и стали подогревать воду на костре, когда султан сварился, ему отрубили голову, одели на пику и возили по степи сообщая всем, что степь отныне свободна.

Невольно возникает вопрос : как могло случиться, что казаки вооруженные огнестрельным оружием, пушками, целое десятилетие не могли победить отряд мятежника. Причин здесь несколько: главная в том, что касимовцы постоянно получали поддержку из-за кардона. Китай, Англия, Среднеазиатские ханства всячески помогали бунтовщикам в борьбе с русскими. Особо активно вели себя англечане, они решили не допустить влияние России на казахские жузы. Все понимали,что воссоединятьсяРоссия иКазахстан-родиться новое мощное государство. Противники делали все возможное, чтобы сорвать это слияние. Поставляли в орду оружие, засылали лазутчиков, провоцировали национальную вражду. Но большинство коренных жителей были все-таки на стороне своих русских покровителей, и они шли за казаками, видя в них защиту. В то время в округе насчитывалось 15000 кибиток и юрт, в них проживало 45000 мужчин (учитывался только мужской пол). Содержали они 100 тысяч лошадей, 28000 крутного рогатого скота и 200 тысяч овец
В 1848г. принимается решение о высылке из внутренних губерний России 3600 душ для водворения в Кокчетавский округ. С этого момента начинается резкий приток русских переселенцев в Кокчетав и прилегающие живописные места. По степи зазвучали голоса русских, малороссов, поляков, мордвы, татар. Одна за другой начали возникать станицы казачества - Котуркульская, Кривозерная, Зерендинская, Акан-Бурлукская, Лобановская, Арык-Балыкская, Имантауская и др. Все они приписывались к Сибирскому казачьему войску. Из выдворенных казаков 17 октября 1950г. приказом № 81, формируется 10-й казачий конный полк, штаб которого размещается в станице Кокчетавской. Срок службы казаков сокращается до 25 лет, им позволено заниматься личным хозяйством. Особыми льготами пользовались казачьи офицеры, помимо казенного обеспечения их форменной одеждой, жильем, провиантом, каждому из них выплачивалось солидное денежное вознаграждение. Выслужив определенный срок и имея некоторые заслуги, перед государством, они получали дворянское достоинство, а это гарантировало большой земельный пожизненный надел, который переходил по наследству. Все это привлекало не только европейцев, но и ордынцы, старались попасть в это сословие, или протолкнуть своих детей. И многим это удалось. Примером верной службы в казачестве, служит Гази Валиханов,

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
14 года 3 мес. назад - 14 года 3 мес. назад #4702 от Фёдорыч

Гость пишет: ...Мне многие знатоки интернета предупреждали, когда я написала вам письмо,
что на форуме люди выливают грязь в адрес друг друга...


до того как Вы написали вот это:

Гость пишет: ...Получается так, что ВЫ ПЛЮЕТЕ В КОЛОДЕЦ ИЗ КОТОРОГО САМИ ПИЛИ И ДО СИХ ПОР ПЬЮТ ВАШИ РОДИТЕЛИ И РОДСТВЕННИКИ...


о грязи здесь (на этом форуме) никто и не думал
Последнее редактирование: 14 года 3 мес. назад пользователем Фёдорыч.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
14 года 3 мес. назад - 14 года 3 мес. назад #4703 от Фёдорыч

otetz пишет: ...Сейчас многие берутся перекраивать историю под себя... Но стоит ли это делать? Прошлое исправить невозможно. Каким оно было,таким оно и досталось нам в наследство, незря же говориться, что история-это тот фонарь, который из прошлого светит нам в будущее...
И хочется,что бы все понимали это...


правильные слова...

Андрей, спасибо за интересный исторический очерк
Последнее редактирование: 14 года 3 мес. назад пользователем Фёдорыч.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
14 года 3 мес. назад - 14 года 3 мес. назад #4704 от Фёдорыч

Гость пишет: ...На твой вопрос А почему за исключением одного-двух, главы администраций - исключительно казахи?
У нас в государстве установлено в процентном отношении , я точно не знаю сколько,но обязательно кроме казахов на руководящих должностях должны быть и другие национальности...


судя по Айыртаусскому району, где двое неказахов из пятнадцати, этот порог, скорее всего, 10 %, а структура населения вот (с того же сайта акима):

Численность населения на 1 января 2009 года составила 48517 человек или 7,5% к общему населению области. По национальному составу оно выглядит следующим образом:
казахи - 18448 человек или 38%
русские – 22543 человек или 46%
украинцы – 2851 человек или 6%
немцы - 2331 человек или 5%
татары – 814 человек или 2%
поляки - 466 человек или 1%
другие национальности - 1064 человек или 2%

Это ли не государственная политика?

ИМЕННО ЭТО мы и ОБСУЖДАЕМ на форуме, а не, как Вы выразились, ПОЛИВАЕМ ГРЯЗЬЮ....

честно признаться, не самая приятная тема для разговора

предлагаю её оставить. Все мы взрослые люди со своим мнением. Есть у христиан такое правило - не суди и не судим будешь...
Последнее редактирование: 14 года 3 мес. назад пользователем Фёдорыч.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
14 года 3 мес. назад - 14 года 3 мес. назад #4705 от Фёдорыч
А сегодня большой христианский праздник - КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ...

Поздравляю всех! Дай Бог здоровья.

Последние годы всё распространённее становится ритуал крещенского купания... :)

... что-то я не помню чтоб люди в Якшах купались в прорубях... Может раньше такое было? Никто не знает?
Последнее редактирование: 14 года 3 мес. назад пользователем Фёдорыч.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
14 года 3 мес. назад - 14 года 3 мес. назад #4706 от Фёдорыч
Андрей, расскажи, пожалуйста, (думаю, интересно будет не только мне) как купить эти 2 "кустанайские" книжки?


Последнее редактирование: 14 года 3 мес. назад пользователем Фёдорыч.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
14 года 3 мес. назад #4707 от bgleo
Да сегодня Крещение!

К сожалению только сегодня узнал, что Митрополит Кирилл с 16 по 18 был в Казахстане. Визит Митрополита в Казахстан

Вот бы с кем о Якшинской церкви поговорить! :D

С праздником всех!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Модераторы: otetzФёдорычbgleoGVA
Время создания страницы: 0.665 секунд
Работает на Kunena форум