- Вы здесь:
- Главная /
- Форум /
- Саумалколь и Айыртауский район /
- Населённые пункты /
- Якши-Янгизстав /
- Поиски прошлого, впечатления от настоящего, мнения о будущем
Поиски прошлого, впечатления от настоящего, мнения о будущем

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Василий Ламанов
-
Автор темы
- Посетитель
-
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Василий Ламанов
-
Автор темы
- Посетитель
-
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Василий Ламанов
-
Автор темы
- Посетитель
-
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- DKaraganov
-
Автор темы
- Посетитель
-
"...Казаки — вот это люди! Как они «наследили» в истории! Открыли Сибирь и Дальний Восток, например. Не зря на памятнике 1000-летию России среди самых славных героев великой страны есть имена казаков: Ермака и Платова. Не только Россия, но и Украина, Польша, Турция обязаны своей историей казакам. Кто же они такие: особый род войск или, может быть, национальность? Далёкое прошлое всегда имеет больше вопросов, чем ответов… Так и с казаками. Попробуем разобраться в их происхождении.
Черкасы
Еще лет двести назад запорожские и донские казаки называли себя «черкасами». Происхождение этого слова точно не известно. Первый русский историк Василий Татищев почему-то считал, что они пришли из египетского города Чиркас, и поэтому говорят не по-татарски, как все степные народы, а на смеси татарского с египетским. По другой версии, «черкас» (чахар-каз) — тюркское слово, означающее «четыре клана рода Каз», т.е. часть большого народа Каз (касогов). Касоги были православной веры и кочевали в причерноморских степях еще до монгольского нашествия. «Ак» — значит «белый» во всех тюркских языках. То есть, «казаки» — «белые казы», хотя сами они придумали более красивые расшифровки — «белые олени», «белые гуси», «защитники границы».
В созданной монголами империи казаки не могли быть правящим классом из-за своего немонгольского происхождения. Но они образовали касту воинов, наподобие касты кшатриев в Индии. Со времен Золотой Орды «казаками» стали называть не только казаков-черкасов, но и профессиональных воинов-наемников вообще и даже вольнонаемных работников.
Русские впервые встретились с казаками, когда московский князь Дмитрий, как верный вассал Золотой Орды, выступил против Мамая, крупного ордынского военачальника, который попытался захватить власть в империи. Казаки не поддержали Мамая и бились на стороне русских на Куликовом поле. Перед битвой казаки преподнесли Дмитрию Донскому икону Божьей Матери, которая с тех пор хранится в Донском монастыре в Москве.
В конце 14 века черкасы были посланы на западные рубежи Золотой Орды. На днепровском берегу они основали свой город — Черкассы. Но удержать Днепр перед натиском воинственных литовцев Орда не смогла, и вскоре литовский князь Ольгердас «поил коня из Черного моря». Черкасы формально подчинились Литве, но фактически зажили вольной, разгульной жизнью, занимаясь охотой, рыбалкой, а больше грабежом соседей или охраной их от грабителей за плату. Литовские хроники донесли до нас имена и фамилии нескольких казаков — предков запорожцев: Чобан-ага Яходча, Кулчан Дчекиш, Мустуфа-ага Бокайчик, Сиптерган-ага Тюгей, Багай-ага Аличелебей, Аллабердый Муся, Магмет-скиндер Кирк…
В 14 веке русские называли черкасов «казаками ордынскими» и не видели большой разницы между ними и татарами: «приходиша Татарове, ординские казаки изгоном на Рязанские места, и взяша три села...». Но вскоре на Руси появились и свои казаки. Татарский царевич Касим, спасаясь от междуусобиц в Орде, попросил убежища у русского царя и вместе со своей армией поселился на Оке, в городе Касимове. Так в 1444 г. появились казаки рязанские, которые прославились в войнах 15-16 веков.
Запорожцы
«Ти, шайтан турецький, проклятого чорта брат i товариш i самого люципера секретар! Який ти в чорта лицар, коли голою срaкою iжака не вбъ?ш? Не будеш ти годен синiв християньских пiд собою мати: твого вiйска ми не боiмось, землею i водою будем биться ми з тобою …нехрещений лоб, мать твою чорт парив! Оттак тобi козаки вiдказали... Та й убирайся вiд нас, бо будемо лупити вас. Кошовий оттоман Iван Сiрко со всiм кошом запорiзькiм».
Вот такие письма писали казаки турецкому султану. Была на Днепре, под литовской, а затем польской короной, необычная для средневековой Европы казацкая республика, где разгул и удаль считались главными добродетелями. Все казаки были лично абсолютно свободны. Но по собственной воле время от времени они объединялись то в рыбацкие ватаги, то в военные отряды со строгой дисциплиной. Казаки устраивали набеги на всех своих соседей, участвовали и в серьезных войнах: с поляками ходили на Крым, с крымцами — в Польшу.
В середине 16 века в днепровских степях появился польский авантюрист, князь Дмитрий Вишневецкий, которого казаки избрали атаманом и прозвали Байдой. Видимо, он первый подал мысль о самостийности, и в 1554 г. на днепровском острове Хортица казаки основали Сечь (Сiчь) — город, на территории которого действовали особые казацкие законы. В Сечь не допускался никто, кроме казаков при оружии, хоть сам король, но прежде всего — женщины. Казаки в Сечи были объединены в «курени» — лагеря по местностям, откуда они пришли, которых всегда было ровно 38. Постоянно в Сечи находилось не больше 3-4 тысяч казаков «быстрого реагирования». Остальные жили по деревням, где-либо готовились к войне, либо наслаждались плодами предыдущей победы. Землепашество же было казакам запрещено. Когда рядом стали жить другие народы — переселенцы с западной Украины и евреи, они всегда заранее угадывали, когда казакам объявлен сбор, потому что перед тем, как отправляться в Сечь, каждый казак несколько дней беспробудно пьянствовал и пропивал дочиста все, что у него было. Теперь в походе казаку нечего было терять — и сам «чорт» ему был не страшен!
Шло время, украинская земля постепенно закреплялась за помещиками. Тысячи крестьян бежали в степь. В Сечь брали всех, кто имел оружие и верил в Бога. И скоро казацкая республика стала разноязыкой, но большинство запорожцев говорило на славянском наречии. Однако даже через 100 лет на переговорах с Богданом Хмельницким русскую делегацию сопровождали два переводчика — Степан Кончинский, который знал украинский язык, и Билял Байца, говоривший на тюркском черкасском.
Запорожцы были храбрыми защитниками польских рубежей, но ненадежными и даже опасными. Поэтому в конце 16 века появились «реестровые» казаки на постоянной польской службе. В реестр брали желающих из запорожских казаков, но в ограниченном количестве. Польша была бедной страной и не могла прокормить всю запорожскую орду. Это имело неожиданный эффект — начались казацкие восстания с требованием расширить реестр, которое король не мог удовлетворить. В конце концов запорожцы переметнулись к России, где на службу брали в неограниченном количестве и платили больше. Произошло «воссоединение» левобережной Украины с Россией. В России казаки стали селиться на свободной земле в восточноукраинских степях. Так появилось слободское казачество на Полтавщине и Харькивщине. Но кончилась русская служба для запорожцев плохо. После восстания Пугачева реестровым казакам было запрещено служить в армии, а Сечь вообще разогнали. Сечевых казаков переселили на Кубань, а несогласные бежали в Турцию.
Донцы
Всевеликое войско Донское было самым крупным из казачих войск. На Дону казаки поселились гораздо позже, чем на Днепре. Первые сообщения о налетах в донских степях атамана Сары-Азмана появились в 20-е годы 16 века, но тогда казаки-запорожцы еще не жили здесь постоянно. С Дона они устроили набег на осажденную Иваном Грозным Казань, где применили необычную военную хитрость: украсили себя большими птичьими перьями. Появление под стенами Казани «индейцев» напугало и татар в крепости, и русские войска. Удаль казаков понравилась русскому царю, и он предложил запорожскому гетману участвовать в войне с Астраханским ханством. Запорожцы ходили под Астрахань, где разбили союзную астраханцам турецкую армию. На обратном пути часть из них решила поселиться в низовьях Дона. Донскую столицу, город Черкасск, они основали на острове, как и Сечь. В благодарность за помощь русский царь «даровал» Дон казакам.
Поначалу Черкасск состоял лишь из шести куреней, однако быстро рос, вбирая в себя бродяг из числа русских, татар и горцев, а затем новые люди стали селиться отдельными станицами. Как и запорожцы, казаки нижнего Дона долгое время не обрабатывали землю, а жили рыбной ловлей и за счет воинских подвигов. Позднее казакам было разрешено иметь жен, а затем и детей, хотя по легенде в старые времена всех младенцев-девочек топили, а недостаток женщин восполняли в крымских и горских аулах.
Примерно в это же время на верхнем Дону поселились казаки, отпущенные с русской службы. Под их защиту бежали от крепостничества южнорусские крестьяне. Так с самого начала возникло разделение донцов на низовых и верховых. Низовые — чернявые, порывистые, бесшабашные, вплоть до конца 19 века они говорили на особом славяно-татарском наречии, да и сейчас используют татарские словечки. Верховые — более степенные, рассудительные, носили бороды, говорили на чистом русском языке с заметным «аканием». Однако знаменитые казацкие бунтари Разин и Пугачев вышли с верхнего Дона.
После ареста и казни Степана Разина донская вольность кончилась — донцы принуждены были присягнуть на верность русскому царю. А Петр I объявил грамоту о даровании Дона казакам крамольной и превратил казачью вольницу в регулярные армейские части. Мало того, он запретил староверство. Донцы восстали, но были разбиты царскими войсками. Несколько тысяч казаков бежали за границу, на Кубань. Почти 300 лет эти казаки были злейшими врагами России. Отчаяннее адыгов и чеченов они сопротивлялись покорению Кавказа, а в 19 веке переселились в Турцию и защищали новую родину во всех войнах. Их потомки вернулись в Россию только в 80-е годы 20 века.
Терцы
Терское казачье войско формировалось в 18-19 веках по образцу Донского за счет переселенцев с Дона и оказачивания православных кавказских народов — осетин и армян. Но основа терцев более древняя. Это гребенцы — таинственное славянское племя, издревле жившее в Кавказских горах. Гребенцы говорили на северорусском наречии с характерным «оканием». По преданию, на Кавказ их привел легендарный предок Андрей Шадра. Видимо, путь лежал морем и реками, потому что гребенцы долго хранили традицию ежегодного праздника пускания корабликов, что весьма странно для народа, живущего высоко в горах («на гребнях»). К русским гребенцы относились не враждебно, однако подчиниться московскому царю отказались. Но в конце 17 века соседи-чечены приняли мусульманство и стали вытеснять гребенцев. Они были вынуждены спуститься на равнину и поселились на левом, русском, берегу Терека, поступив на русскую службу. Лишь несколько семей гребенцев остались в горах, войдя в состав вайнахского народа особыми русскими тейпами.
Яицкие казаки
Прошлое яицких казаков туманно. Известно, что на Яик (сейчас это р. Урал) бежали около 30-ти донских казаков атамана Гугни, который разбойничал на Волге вместе с Ермаком и был разбит стрельцами. Но яицкие казаки сильно отличались от донских, имели другие обычаи, внешность и язык. Они были не склонны к разбою и не слишком усердны в воинской службе, а жили в основном промыслом белорыбицы. Яицкие обязательно носили бороды, говорили удивительно быстро и шепеляво, глотали гласные и использовали много особых слов, не русских и не татарских, но похожих на… норвежские.
Откуда же взялись в казахских степях эти странные люди? Возможно, это остатки славяно-германского населения, жившего на южном Урале еще до монгольского нашествия. Когда Яицкая земля вошла в состав России, на службу казаки не пошли. Служить они начали лишь в петровское время, но до конца XIX века служба в яицких казачьих частях была делом добровольным.
При Екатерине II яицкие казаки восстали. Их предводитель, Емельян Пугачев, пришел с Дона, но его армия состояла из яицких, башкир и лишь малой части оренбургских казаков. После подавления бунта Екатерина, зная строптивый нрав яицких, придумала им особое, не то чтобы жестокое, но унизительное наказание… переименовала их самих, их городок и даже реку. Так они стали уральцами. Кроме того, был запрещен казачий круг.
Особое качество уральских казаков — их строгость в старой вере. Они не покорились реформе и до сих пор остаются старообрядцами. Уральцы верили в Беловодию, или Камбайское Царство, — мифическую страну, где все люди свободно живут в истинной православной вере. Они даже организовали две экспедиции в Юго-Восточную Азию на поиски Беловодии, но ни в Сиаме, ни в Индии земли обетованной не нашли…
Оренбуржцы, сибирцы, уссурийцы и другие
Запорожцы, донцы и другие казаки настолько успешно воевали с турками и другими врагами России, что русское правительство решило укрепить и восточные свои рубежи чем-нибудь подобным. Для этого казаков «создавали» искусственно. Первым опытом было Башкиро-Мещерякское казачье войско, набранное в середине 17 века из крещеных башкир и татар. В Исетское войско, созданное через 100 лет на южном Урале, приписывали всех «охотников», независимо от национальности и вероисповедания. Позже мещеряки и исетцы были объединены в Оренбургское казачье войско. Сибирские казаки ведут свою историю с 1582 г. — от покорения Сибири Ермаком. Однако на самом деле почти весь отряд Ермака погиб в том легендарном походе. Казаки-землепроходцы, дошедшие до Тихого океана, были происхождения неопределенного, и назывались казаками лишь потому, что служили добровольно, «по прибору». Среди них было много бурят и тунгусов. Петр I повелел «в казачью службу верстать ссыльных». Реальная казачья сила появилась в Сибири только в середине 18 века, когда сюда стали командировать донцов, мещеряков и уральцев. Из этих разнородных отрядов в 1760 г. было образовано Сибирское казачье войско. Потому сибирские казаки-чалдоны говорят: «мы с Чала и Дона», а где тот Чал — кто знает!
Сибирские казаки жили совсем не вольной казацкой жизнью. Они были солдатами. Причем их служба была самой тяжелой. Абсолютно все мужчины служили с 18 лет пожизненно, за совсем небольшую плату. По мере расширения границ России на юг и восток из Сибирского войска были выделены забайкальские, амурские, семиреченские, енисейские казаки, а 1889 г. — Уссурийское казачье войско.
Получается, казаки бывают разные. Но особенности жизни в течение многих поколений на окраинах империи, вдали от высокого начальства, но перед лицом многих опасностей, сформировали особый казацкий характер и стиль жизни, общий для всех. Казаки, кому бы они не служили и на каком бы языке не говорили, славились решительностью, выносливостью, военной смекалкой. Однако природная удаль не выстояла против государственного порядка — казацкие вольности таяли год за годом, а в 1919 г. В.И. Ленин поставил точку директивой ЦК РКП(б) «Об истреблении казачества». Смогут ли казаки в наши дни возродить былую вольность и славу?
Юрий Зуенко...".
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Василий Ламанов
-
Автор темы
- Посетитель
-
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Гость
-
Автор темы
- Посетитель
-
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Гость
-
Автор темы
- Посетитель
-
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Василий Ламанов
-
Автор темы
- Посетитель
-
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Гость
-
Автор темы
- Посетитель
-
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Анюта
-
Автор темы
- Посетитель
-

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.