- Вы здесь:
- Главная /
- Форум /
- Саумалколь и Айыртауский район /
- Населённые пункты /
- Якши-Янгизстав /
- Поиски прошлого, впечатления от настоящего, мнения о будущем
Поиски прошлого, впечатления от настоящего, мнения о будущем
- Гость
- Автор темы
- Посетитель
Аршин (тюрк.) — старорусская единица измерения длины
1 аршин = 1/3 сажени = 4 пяди = 16 вершков = 28 дюймов = 71,12 см
т.е. размер этого "таинственного" коричневого волосатика - от 36 см до 106 см... Метр!!! Это серьёзно
(по поводу бармашей в прошлом своём сообщении я явно ошибся)
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
У них был и катер, на котором гоняли по озеру и мерили глубину. Ну так вот максимальную они нашли - 39 метров. Так что эту информа-
цию у Красовского можно считать проверенной. 39 - 43 метра - разница несущественная
Думаю, наибольшая глубина должна быть ближе к Аканке. Причём углубление с той стороны, по всей видимости, намного круче, чем со сто-
роны деревни... А может и нет
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Фойе не было, те большие двери(вход в зал), были входом для прихожан, а маленькая, полукруглая - для священников. Если стоять на сцене лицом к залу, по правую сторону дверь была(каждый думаю помнит), за этой дверью небольшая комната, в которой хранились кресты, иконы, знамёна, в общем всё, что для службы, религиозных походов и т. д. Выйдя из церкви направо, сразу от стены начиналась изгородь(огорожено было прилично), под стеной росли кустарники вроде вереска, дальше ели(одна достояла до наших времён). А за церковью находилось захоронение священников. Много было могил, сначало стояли каменные надгробные плиты, потом каменные кресты. Где-то в 1954 церкви не стало.....
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
А вот на счёт ,,волосатиков,, я прямо и не знаю, по размерам даже для налима великоват,как я предпологал речь шла про рыбу,но что-то не похоже.Интересно однако попробую задать это слово в google может на мысль какую нарвусь.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Jess пишет: где-то в 1954 церкви не стало.....
Прочитал про церковь - не по себе как-то стало... Даже страшно. Место без преувеличения - святое.
Во что его превратили? Ладно ещё кино показывали, но я как вспомню, чем мы там только не занимались
от скуки - мурашки по телу... А там могилы священников. Всех грехов теперь до конца жизни не отмолить.
Церковь то почти век простояла!!! Хотя нет, поменьше. Красовский описывает наши места по состоянию примерно
на 60-е годы 19 века и упоминает только аканскую церковь. Т.е., в Якшах, видимо, построили ближе к концу века.
А помните историю про девушку Кожушко? По-моему, Татьяной звали. Помню рассказывали, будто её в клубе
закрыли на ночь случайно, а она там умерла вроде как от разрыва сердца... Или это неправда?
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Историю с Татьяной Кожушко я тоже слышал,по моему это действительно было.
И ещё,мне итересно куда выкинули кресты с могил,да имено выкинули потому-что другого наверняка не сделали.Я не думаю что их хотя бы на кладбище додумались перенести.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
РАЗВИЛОК - место, где дороги расходятся в стороны, раздвоение дороги.
РАССТЕБЫВАТЬ - расстегивать.
РУБАТЬ - рубить шашкой или топором.
РУЖО (некр.) - ружье.
РЫБАЛИТЬ - ловить рыбу сетью.
САМАН - крупный сырцовый кирпич из глины, смешанной с мелкой соломой и некоторым количеством навоза; огнеупорный и нетеплопроводный материал для стен жилых домов и хозяйственных построек.
СВЕЖЕНИНКА - свежее мясо.
СИГАТЬ - прыгать, подскакивать.
СКЛЯНИЦА (некр.) - бутылка, пузырек.
СЛУХМЕННЫЙ - послушный.
СМЕКАТЬ - рассчитывать.
СМУХЛЕВАТЬ - сжульничать.
СНЕДЬ— пища, еда, продукты; от этого слова казачье -снедать, завтракать.
СОСЛОВИЯ-утвержденный государственным правом класс жителей, отличающихся от другой части населения страны родом деятельности и гражданским состоянием (сословными правами). С. образуются в границах государства, как неизбежный фактор общественного развития в соответственную эпоху социальной эволюции. В России до революции 1917 г. различалось пять основных Сословий: дворянство, духовенство, купечество, мещанство и крестьянство. В СССР, по мнению некоторых правоведов, члены коммунистической партии тоже составляют замкнутое сословие, привилегированный класс, в отличие от покорных масс беспартийного населения. Прием в партию мало отличается от «верстания» в дети боярские, помещики и дворяне, практиковавшегося в Московском государстве.
СПОЛОХ - тревожный набат, вызов по тревоге, призыв к боевой готовности
СПРОТИ - наперекор, напротив.
СПЫЛУ - очень горячий, прямо с огня.
СРОДУ-всегда.
СРОДУ НЕ-никогда.
СТАН - стоянка в открытой степи далеко от поселения во время полевых работ.
СТАРЕЦ-нищий, попрошайка.
СТВОРКА - оконная форточка.
СТЕБАТЬ - бить плетью.
СТОЙЛО - место у воды, где во время дня скот отдыхает на пастбище.
СТЫТЬ (существ.) - пронизывающий холод.
СУГРЕВ - место на самом солнцепеке, где солнце особенно пригревает.
СХОРОНИТЬ - спрятать.
СЯБРЫ (некр.) - соседи.
Продолжение следует....
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Тут кое-что о старообрядцах:
СТАРООБРЯДЦЫ - часть православных христиан, отошедшая от господствующей в России Церкви после реформ московского патриарха Никона. В1654 г. его волею были изменены обрядовые формы, утвержденные ранее не только обычаем, но и Соборами епископов. Были также исправлены некоторые места старинных богослужебных книг. Запрещалось привычное двуперстие в крестном знамении, хождение «посолонь» во время богослужений, «сугубое аллилуя», начертание имени Христова - Исус (а не Иисус) и другие обрядовые обыкновения. Принудительное внедрение этих новшеств вызвало открытое неповиновение церковным властям. Начался «Раскол». В дело вмешались и власти гражданские со всеми средствами принуждения, принятыми в то время, а это еще больше возмущало приверженцев старого обряда. «Где тот апостол, который приводит к Церкви кнутом, огнем и висилицей!?» - провозглашал горячий противник реформ, протопоп Аввакум. За упорное сопротивление реформам сожгли на костре коломенского епископа Павла, протопопов Никиту (по прозвищу - Пустосвят) и Аввакума. Последний в свой смертный час поднял с огненного сруба вверх двуперстие и вскричал: «Пусть будет проклята на веки веков казнь смертию за веру, за свободу душевную!» Погибли на кострах и другие четыре священника, которым предварительно вырвали языки..
На далеком севере, в Соловецком монастыре, тоже не приняли нововведений патриарха Никона. Там на волостях тогда еще проживало немало Казаков, и в годы «Раскола» монастырь посетил Степан Разин. Возможно, что идеалы своей борьбы он принес именно оттуда. Непокорному монастырю пришлось выдержать почти 8-летнюю осаду (1668-1676). На его высоких стенах стояло до 90 пушек, запасов продовольствия собрано было на несколько лет, на помощь к монахам пришло свыше 500 человек разного люда, в том числе и «воровские Казаки». Московские войска окружили монастырь со всех сторон и брали его измором. Когда, наконец, голод заставил его сдаться, победители передушили монахов в петлях, а других участников сопротивления разослали на покаяние по отдаленным обителям, пообрезав им сначала носы и уши.
В 1682 г. Московский Собор епископов принял постановление об искоренении «Раскола» и преследовании всех приверженцев старого обряда.
В то время на Дону большая часть населения не приняла «никонианскую ересь». Казаки открыто заявляли свой протест, причем «на первых порах руководство движением захватила группа старшин и богатых Казаков, которые не желали смириться с уничтожением политической независимости Войска Донского» (Пронштейн). В Войсковые атаманы часто избирались Старообрядцы. Такими были: Самойла Лаврентьев, Илья Зерщиков и Петр Емельянов. Но русское правительство, при помощи царских милостей и «жалования» сумело привлечь на свою сторону остальных влиятельных старшин, во главе с кандидатом в новые Войсковые атаманы Фролом Миняевым. Сторонникам Москвы удалось добиться его выбора, осуждения «Раскола» на Войсковом Круге и выдачи русским властям главного проповедника «древней веры благочестия» Козьмы Косого. Самойле Лаврентьеву пришлось «покиня атаманство ухорониться».
Новый атаман Миняев, отыскав его, тоже отправил в Москву, вместе с другими проповедниками и упорными Старообрядцами. Их там казнили 10 мая 1688 г.
Но вместе с тем Миняев чувствовал шаткость своего положения. Он доносил в Москву, что сам не сможет справиться с раскольниками, если не принять нужных мер, на Дону повторится «воровство, как при Стеньке Разине». Русское правительство поняло, какие меры имеет в виду атаман и послало ему на помощь сильное войско. Городки и обители, где укрывались наиболее упорные С-цы, были уничтожены. Главный их центр, Заполянский городок, солдаты взяли после пятимесячной осады и защитников его перебили. Всех Казаков снова привели к присяге, а не смирившихся казнили на месте или отсылали для этого в Черкасск, Царицын и Москву.
В результате всех этих зверств, весною 1688 г. на реке Кума появились беженцы с Дона. Туда же за турецкую границу позднее ушло много больше С-цев.
Но «Раскол» среди Донцов искоренить так и не удалось. «Истинное благочестие» стало одним из вдохновляющих лозунгов при восстании К. Булавина. Пользовался им и Е.И. Пугачев. Несмотря на зверские казни и суровые мероприятия в станицах покоренного Дона до наших дней сохранялись крупные общины С-цев.
Борьбу со «староверами» церковные и гражданские власти вели вплоть до революции 1917г., после чего началось гонение на всякую веру. С-цы особенно преследовались в царствование императора Николая I, но и при его сыне - Царе-Освободителе Александре II их участь также заслуживала сожаления. О том как это происходило на Урале, сообщалось в заграничном журнале «Общее Вече», №1 от 15 июля 1862 г., статья «Уральское Дело»: «В начале 1859 г., когда Сергиевский и Бударинский скиты приняли Единоверие и когда Синоду было доложено, будто этого хочет и все Уральское Казачье Войско, Синод велел обратить особенное внимание на старообрядческих попов, учителей и уставщиков. Обер-прокурор, по соглашению с членами Синода, полагая необходимейшей мерой для разрушения всех замыслов означенных вредных людей немедленное удаление их без огласки из Края, обращался к Военному Министру с просьбой об испрошении Высочайшего разрешения на то, чтобы по особому личному к генерал-адъютанту Катенину и генерал-майору Столыпину доверию Его Величества, впредь до особого повеления и в виде особого исключения, даровано было им право -людей, препятствующих им в уничтожении раскола, несмотря на чин и звание, хотя бы то были люди Войскового сословия, - немедленно высылать: Столыпину - из Войска в Оренбург, а Катенину - из Оренбурга в отдаленные губернии, по своему усмотрению. На это император Александр наложил резолюцию собственноручно: «Согласен, но единственно по делам о расколе».
Мы слышали, что это зверское поведение Государя исполнялось, но, к сожалению, не знаем подробностей, которые очень хорошо было бы напечатать для общего сведения. Дело в том, что Казаки просили свободы Старообрядчеству. Вместо этого им дали Единоверие, причем наследник, для возбуждения их усердия, послал им какой-то старинный образ. Казаки не поддались, Единоверия не приняли и теперь дело дошло до того, что Столыпин уехал в Петербург, а на Урал послан Иосиф Железное - что-то он сделает? МУДРЕНО ТОЛЬКО, ЧТОБЫ «КАЗАКИ СДАЛИСЬ. ЭТО НЕ МУЖИКИ, КОТОРЫМИ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРИВЫКЛО ПОМЫКАТЬ, КАК УГОДНО».
Наряду с этим и в то же время дело обстояло совсем иначе там, где начальником был Казак, генерал-лейтенант Яков Петрович Бакланов. Сохранился подписанный им документ: «Управление военного начальника Августовского отдела Октября 27 дня 1863 № 4228/ 63, г. Сувалки
Свидетельство
Сим удостоверяю с приложением казенной печати, что поселенным в Августовской губернии и того же уезда старообрядцам разрешено мной восстановить, перестроивать и поправлять разрушенные молитвенные домы их во всех деревнях.
Вследствие сего предписывается всем военным и гражданским начальствам не чинить им в том препятствий.
Военный начальник.
Генерал-лейтенант Бакланов
И.Д. Помощника,
Штабс-капитан Жеванов».
В казачьих обществах С. распространенная религиозная группа. Кое-как Казакам удавалось оставаться при особом мнении, отказываться от исправленных книг и от духовенства, назначенного из Москвы. По их понятиям «Никонианство» было возвращением к язычеству, «в еллинскую веру», и многие восстания против России питались именно приверженностью к старому обряду. Церковные реформы стали признаваться Казаками только после окончательного покорения, но среди них и в начале нашего века было еще много убежденных старообрядцев. Как общественная группа, на долю которой выпало много притеснений, С. воспитали в себе твердое сознание своей правоты и готовность принести за веру любые жертвы.
Особенно крепко Старая Вера держалась в эмиграции у Некрасовцев и на р. Урале, далеко от русских правительственных центров. Там благочестие древней веры накладывало свой отпечаток на весь быт С-цев, сохранивших основной тип положительного, работящего и хозяйственного Казака, оберегающего во всей чистоте и нерушимости каждую мелочь старинных казачьих обыкновений. Между исповедниками старообрядчества по всей России они славились благочестием и стойкостью в делах веры, восхвалялись за отказ принять белокриницких и единоверческих пастырей. Центрами и хранителями религиозных устоев служили скиты-монастыри, а из них особенно значительным считался скит, названный Сергиевским в честь старца Сергия, скрывшегося к Уральцам во время гонений на «раскольников». Казаки почитали своего старца святым и верили каждому его учительскому слову. Скит был построен в 1752 г. между истоками рек Бузулук и Чаган, 140 км от Уральска и вблизи уметов (хуторов) Гниловского и Соболева. Вскоре после основания он имел уже свою мельницу, а братия вела обширное хозяйство в поле, развела сады и огороды. В монастыре был введен строгий устав Феодора Студийского; церковная служба начиналась в 2 часа ночи и продолжалась до 7 часов утра; потом шел отдых и трудовой день с перерывом на обед, во время которого один из старцев читал по Четьи-Минеям положенное на тот день житие одного из христианских святых. Вечерняя служба кончалась к семи часам, после чего следовал ужин и братия отправлялась на покой. Ворота не запирались ни днем ни ночью, не выставлялось никаких караульщиков, всякого прохожего и проезжего принимали как желанного гостя.
Старцы носили особое монашеское одеяние; его составляли: 1) длинная суконная рубаха, одетая на голое тело; 2) мантия, пелерина синего сукна, где синий цвет означал небесное происхождение Иисуса Христа; 3) кокор или большой покров от шеи до пояса, черного сукна с красным кантом -символом окровавленных одежд Христа; 4) скуфья, сшитая из четырех клинов и обложенная у основания войлочным «обручиком», означавших четырех евангелистов и венец Христов; 5) обычная принадлежность - четки из кожи, лестовка, оружие против мирских соблазнов.
Здесь же в лесах Среднего Сырта находились Гниловский и Садовский женские монастыри, где Казачки-девушки до замужества обучались «всему житейскому на потребу», грамоте, пению и сокровенному смыслу церковной службы. Недалеко от монастырей проживали на покое в своих хуторах отставные старшины, влиятельные особы уральского общества из семей Акутиных, Донсковых, Бурениных и др. Придерживаясь старины, эти лица всемерно обороняли скиты от произвола русских чиновников, которым все же иногда удавалось в служебном рвении произвести опустошения и разгромы этих тихих пристанищ и духовных центров Уральских Казаков.
Пользовались известностью такие мужские монастыри в уметах Красном и Бударинском.
Благодаря строгому образу жизни старцев, в станицах и селах их встречали ласково и почтительно, как угодных Богу посланников. Поэтому их влияния распространялись за пределы церковных интересов и находили отражение в личной, семейной и общественной жизни Казаков.
В 1800 г.. в целях искоренения «раскола», были обнародованы Правила Единоверия, на основании которых старообрядческие общины могли выполнять все предписания древнего благочестия и пользоваться дониконианскими богослужебными книгами в том случае, если они согласятся принять на приходы священников, присланных православными епископами. Уральцы единоверия не приняли. Тогда русские единоверцы послали на Урал из Москвы с увещеваниями владыку Софрония, предполагая в нем будущего уральского епископа. Посольство не принесло желаемых результатов, а старцы Сергиевского скита не приняли Софрония «достодолжно». Но все же игумен скита Израил склонился на его увещания и принял из его рук сан иеромонаха. После этого Софроний уехал, а старцы осудили действия Израила, сместили его с поста игумена и отправили на покаяние в Бударинский монастырь, под начало строгого игумена Игнатия. Израил добился там популярности, братия признала его сан иеромонаха и поставила игуменом вместо нелюбимого Игнатия. При содействии Израила Единоверие стало распространяться по всей земле Уральских Казаков. (По данным из книг: Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях, т. 2, изд. Вестник Знания; А.П. Пронштейн. Земля Донская в XVIII в., Ростов н/Дону, 1961; П. Юдин. В Сыртовских дебрях, журнал «Русская Старина», 1896, т.I; Н.Н. Воробьев. О Казаках-Некрасовцах, журнал «Родимый Край», №67, Париж, 1966).
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
"На фотографии первый председатель Якшинского колхоза Никитин Емельян Никанорович. Именно этот человек спас здание церкви, спилив крест (иначе бы развалили, раскатали по брёвнышку), его жена Никитина (Карпова) Наталья Терентьевна, была, как сейчас говорят, "в авторитете". Даже в Нижнем Бурлуке вокруг нее собирались старухи. А в Якшах после ухода мужа на фронт она с якшинскими женщинами размещала пригнанных в Якши под сопку в ноябре с малолетними детьми чеченок (ингушек) в банях и домах.
Она рассказывала, как позже появились ингуши мужчины. Начались еженощные грабежи магазина. Сторожа под ящик - магазин очистят. В сторожа никто не шёл. Новый председатель сказал: "Наталья, поговори со своими ингушками, пусть какого-нибудь старичка в сторожа дадут." Дали. Спит, сидя с кинжалом, надвинув папаху на глаза. Грабежи в Якшах прекратились…
Она ингушат читать, писать учила, я с ними в футбол играл, дружил, дрался, а моего сына вербовали в Чечню убивать их. Кстати, один из их лидеров, Масхадов, в 1948 году родился в Северном Казахстане…
Их дети (на фото): Мария, Анна (позже учительница в Нижнем-Бурлуке), Иван.
Эта фотография предоставлена внуком Никитиных Емельяна Никаноровича и Натальи Терентьевны Руденко Владимиром Васильевичем. Он же является сыном учительницы села Нижний- Бурлук, Анны Емельяновны. Большое вам спасибо!"
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Видимо, радоваться тогда было в принципе нечему... Жуткие времена...
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
И при этом набрался смелости - пошёл на хитрость, спилил крест... Рисковал мужик здорово. Интересна его дальнейшая судьба. Думаю, если не погиб на войне - закончил жизнь в лагерях
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Дети под окнами, переходя от дома к дому, поют жарапазан - песни, прославляющие хозяев дома, обращаются к ним с самыми добрыми пожеланиями, за что получают от хозяев подарки.
Молодежь в эту ночь собирается отдельно. Девушки готовят для своих избранников особое блюдо уйкы ашар, то есть пробуждение ото сна. Специально для него сохраняли лучший кусок вяленного, копченного мяса от зимнего согыма, чаще это была символическая грудинка - тось. Юные девушки впервые в роли взрослых хозяюшек, накрывают для сверстников дастархан. Они всенародно демонстрируют свои кулинарные способности. Рядом крутятся любимые парни с их подарками и любовью.
Это казахский День святого Валентина. Только не омраченный католической трагедией. Светлый, как сама Любовь! В тот день молодым людям предоставляется право быть смелыми в проявлениях своей привязанности. Они готовят для своих любимых подарки в наборе под названием "сельт еткизер":
зеркальце - символизирующее молодость,
расческу - символ красоты и
духи - символ блаженства.
Смех, песни, шутки не смолкая, звучат всю ночь.
Ночь накануне весеннего равноденствия!
Первые лучи солнца 22 марта священны и поэтому люди семьями, стараются в этот миг быть на самом высоком месте населенного пункта и встретить солнце с чистыми помыслами, самыми сокровенными желаниями. И стар и млад протягивают к солнцу раскрытые ладони, затем благоговейно проводят по лицу. Отсюда этот жест у казахов, когда говорят "Бисмилля!". Недавно я прочитала, что японцы тоже в день весеннего равноденствия выходят встречать рассвет и тоже протягивают ладони к солнцу. В одном из СМИ прошла небольшая заметка, что в глубоких корнях японцы находят единство с казахами…
Женщины несут в чашах молоко, чтобы оросить первые лучи солнца, землю, детей и раскрытыми ладонями принять бата - благословение от Вселенского светила - Солнца. Со словами "Кут дарысын!" женщины окропляют землю молоком - символом благополучия, мира и добра.
Важно в этот миг протянуть раскрытые ладони и распахнуть сердце навстречу первым лучам Восходящего солнца. Мы дети Солнца - Богини Умай и Неба - Тенгри и надо это помнить!
Наступает первый день, с которого начинается новое летоисчисление в Природе. Пробуждается Жизнь! Молодежь готовит веселый весенний карнавал. К этому карнавалу готовят разные костюмы, маски. Молодежь украшает тряпичную куклу, символизирующую страшную зиму. С шумом и смехом сажают ее на смиренную лошадку и веселой толпой с песнями и шутками возят ее по улицам, чтобы люди добрые мысленно отдавали свои тяжелые заботы этой кукле, которую потом сжигают на главной площади, на костре, который символизирует горящий, жаркий переход к Новой жизни.
На площади начинаются народные игры. Качаются на алтыбакане, состязаются в острословии и выносят на суд слушателей новые песни, сложенные в длительные зимние вечера. Это древние конкурсы, в которых победители получали дорогие подарки и признание народа.
В этот день 22 марта необходимо простить своим врагам самые страшные обиды. Чем сложнее это сделать, тем ценнее награда. Враги становятся если не друзьями, то уже не враждующими сторонами. Люди стараются сказать друг другу и всем окружающим как можно больше слов благодарности и приветствия. Особо ценно услышать в ответ как можно больше слов благодарности от людей преклонного возраста, аксакалов. Певцы "Сал-сере" в сопровождении ряженой толпы объезжают селения, ходят по улицам.
Затем все собираются на главной площади, и начинается торжество с айтыса "Оли мен тири". Состязание от имени усопших народных героев, сказочных персонажей, которые напоминают потомкам о славных своих делах. С другой стороны акын от имени вселенского зла восхваляет человеческие пороки. Для народа важно кто в этом айтысе победит - ведь от этого зависит состояние народа на весь предстоящий год. Оба акына добросовестно стараются победить.
В центре площади стоит роскошная юрта. Из нее семеро нарядных женщин выносят и расставляют вокруг дома пустую посуду. Чем больше, разнообразнее и богаче посуда, тем лучше. Этот обряд олицетворяет благосостояние, вкус и мастерство хозяина дома. Потому, что раньше казахи придавали большое значение художественной эстетике в быту.
Затем женщины с благожелательной улыбкой угощают добрых людей. Наполняя все чаши айраном - кефиром и разливая его во все приготовленные посуды. И каждый страждущий может подойти и напиться.
После этого джигиты в красивых костюмах выносят главный казан с Наурыз коже. В старину женщины соревновались в том, чье Наурыз коже будет вкуснее. Наурыз коже - традиционный весенний, суп из семи компонентов. Ингредиенты могут быть разными, но обязательно копченное мясо, с зимнего согыма, молоко или айран и злаки. Это тоже своеобразный конкурс, потому, что есть поверье, если ты отведаешь Наурыз коже в семи домах, то год для тебя будет удачливым. Поэтому каждая состоятельная семья старалась вынести свой казан с Наурыз коже. Лучшая хозяйка награждалась сердечными пожеланиями и доброй славой. А это в старину ценилось больше всего.
Огромные лепешки - жети кулеш выносят женщины в белоснежных кимешеках из главной юрты. На почетном месте, на возвышенности сидят уважаемые люди, аксакалы. Среди них на самом почетном месте свободное кресло для Кыдыр ата. Кыдыр ата дважды спускается с небес на Землю, чтобы поддержать своих подданных. В декабре - в Ночь благоденствия и в марте - в День весеннего равноденствия. Он освящает жети кулеш - огромные лепешки, наурыз коже. После этого Наурыз коже разливают сначала почтенным, затем всем остальным. Отщипывая от жети кулеш, каждый произносит "ниетиниз кабыл болсын" Звонкоголосый певец начинает праздничный концерт песней "Тойбастар"
Пожилые женщины в белоснежных кимешеках разбрасывают "шашу" - можно сравнить с мифологическим рогом изобилия, из которого сыплются в толпу сладости, и угощения. Песни, шутки, смех. Праздник начинается. Весна пришла. Игры, песенные и конные состязания, общение друг с другом. Люди обмениваются новостями, знакомятся, прощают свои обиды.
В стороне готовят и после благословения Кыдыр ата, зажигают два костра. Каждый стремится пройти между двух очищающих огней, благословленных самим Кыдыр ата. Когда в больших кострах немного утихает огонь, молодые люди начинают состязаться по перепрыгиванию через огонь. На востоке огонь священен, он очищает от Зла, дает силы для новых побед. Молодые мужчины и парни зажигают факелы от священного огня и разносят его по домам, освящая темные улочки, очищая окружающую среду. В каждом доме горит огонь очага, "шырак"- светильник или свеча. Старики, шепча слова благодарности Всевышнему и моля у него прощения и благословения для всех своих детей и внуков зажигают свечи. Женщины окуривают помещение...
До утра веселится народ. Потому что каждый надеется только на хорошее. Особенно те, кому удалось очистить хотя бы один родник, посадить дерево. В эти дни Любовь зажигает новые сердца. А людей постарше, добрые люди деликатно, осторожно знакомят друг с другом, потому что казахи отменные семьянины. Для казаха важно, слышать звонкий детский смех и видеть счастливые глаза женщин.
Гульзифа Кумаргазы - искусствовед, член Союза художников Республик Казахстан.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.