Материалы по дореволюционной истории станиц Кокчетавского уезда Акмолинской области

Подробнее
14 года 10 мес. назад #4674 от otetz

От издателя.


Данная книга, кратко повествующая об истории Сибирского Казачьего Войска, является раритетным изданием впервые увидевшем свет в начале прошлого века. Написана она Генерал-Лейтенантом Георгием Ефремовичем Катанаевым долгое время занимавшим пост Председателя Войскового хозяйственного правления Сибирского Казачьего Войска.
Копия этой книги попала к нам благодаря трудам казака Олега Винокурова. Именно, он заказал ее в бывшей Императорской Публичной библиотеке (ныне Российская Государственная библиотека) и переслал к нам в Кустанай. Ознакомившись с ее содержанием сибирские казаки Кустаная сочли ее архиважной в деле становления современного Казачества и приняли решение об её переиздании. Очень надеемся, что она станет первой, но отнюдь не последней, книгой возращающей нам историю былого сибирского казачества. При переизхдании почли мы за благо сохранить орфографию оригинального текста, т.к. это, по нашему мнению, довольно четко передает смысл исторического повествовани и дух того славного времени…
Наша община располагает рядом дореволюционных материалов по истории Сибирского Казачьего Войска. Это труды сибирских казаков Путинцева, Симонова, Потанина, Усова, Тарыкина. Надеемся, что с помощью Божьей все они будут переизданы Кустанайским отделом Сибирского Казачьего Войска для всех сибирских казаков.
Революция, Гражданская война, голодомор, кровавые реперессии Советской власти в отношении казаков заставляли наших дедов бежать, прятаться, уничтожать письма и фотографии, скрывать от своих детей и внуков не только славную историю сибирских казаков, но и саму принадлежность к казачьему народу! И вот сегодня подобные знания помогут всем нам восстановить духовную нить связывающую сибирских казаков от первого Атамана Ермака Тимофеева до сегодняшних дней. Эта книга поможет всем нам понять какими же были они, наши деды и прадеды, и подтолкнет нас стараться стать достойными их светлой памяти. Мы возлагаем большие надежды, что эти книги принесут пользу и будущим поколениям сибирских казаков, которым только предстоит еще вершить дела во славу горячо любимого Отечества нашего в целом, и родного Сибирского Казачьего Войска в частности.



Октябрь, 2009 год

Атаман Кустанайской Русской общины сибирских казаков
Подъесаул Шилов О.Г.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
14 года 10 мес. назад #4698 от otetz
Возник город Кокчетав на исходе первой четверти Х!Х столетия в1824 году, только в 2024 году, ему исполнится 200 лет. Тем не менее, ему суждено было стать одним из первых городов в казахской степи, пионером промышленного, сельско-хозяйственного, культурного и революционного преобразования сурового края. На долю кокчетавцев выпало первыми испытать на себе огонь, мечь, разруху, голод,смерть...
Многие века казахские племена находились как между наковальней и молотом из-за постоянных хищнических набегов южных и восточных соседей. Самой агрессивной страной по отношению к казахскому народу была Джунгария.

Чтобы оградить ее влияние на ордынцев, еще в 1731 году, были подписаны документы о добровольном воссоединении Казахстана с Россией. С целью обеспечения безопасности казахского народа, от постоянных покушений со стороны Цинской империи, русские царские власти вынуждены были выдвигать свои форпосты, постепенно все дальше в степь, создавая свою оборонительную линию. Благодаря этому и возникли оседлые благоустроенные по тем временам поселения. Прошел десяток-другой лет и на карте бывшей царской окраины заложили такие города как: Кокчетав, Каркаралинск, Акмолинск,Барнаул,Атбасар, Аулие-Ата,Верный.

Но Кокчетаву пришлась особая роль: он являлся воплощением в жизнь договоров, когда-то подписанных между Казахстаном и Россией о добровольном присоединении. Сейчас многие берутся перекраивать историю под себя... Но стоит ли это делать? Прошлое исправить невозможно. Каким оно было,таким оно и досталось нам в наследство, незря же говориться, что история-это тот фонарь, который из прошлого светит нам в будущее.И хочется,что бы все понимали это.

С древних времен места степного края, названы "Сарыарка",богатые дичью озера привлекали внимание человека. Точно установить, когда появился человек в этом крае трудно, ясно одно первоначально здесь появлялись охотники за пушниной, мясом, драгоценным металлом. Известно, что разноплеменная киргизская орда (так в древности называли казахов), во время завоевания Чингизхана, перекочевала из внутренней в Среднюю Азию.

Ордынцы еще в ХV! -ХV!! веках обращались к белому царю за помощью, чтобы их защитили от разорения и истребления. Затем казахский хан Тауке, в царствование уже Петра 1, искал защиты у русских от набегов непрошенных гостей. Ханы Абулхаир, Абулхамет ищут связи с русскими сибиряками, они посылают свои делегации в Тобольск, и находят там внимание и поддержку.Торговые караваны из степи направляются в сибирские остроги. Везут туда мясо, шерсть, кожу, каракуль, гонят лошадей, овец, верблюдов, в свою очередь сибяряки отправляют в аулы меха черной, бурой лис, соболя, бобра, горностая, песца, белки. Вино, табак, ткани, сахар -ставший чуть ли не основным предметом ввоза в степь. Ярмарки проводились в разных местах от реки Яик(Урал) до Иртыша. Люди, разные по укладу жизни,культуре, национальности, стали чаще встречаться, сближаться, заводили дружбу.
Хан Абдулхаир в 1730 году, с целью защиты от джунгарского разорения просит императрицу Анну Иоановну о принятии его со всем киргиз-кайсацким народом в подданство России. В феврале 1971 года был подписан договор о добровольном присоединении обширной части казахских земель к России, а в 1732 году Абдулхаир и Шемяка приносят присягу императрице, за весь свой народ. Этот исторический акт стал поворотным пунктом, определившим общность судеб казахов с русскими и другими народами России. В середине 18 века, началось наибольшее нашествие джунгар на казахские аулы Средней орды. В 1741 году контайше Галдан Царену удалось полностью разгромить этот джуз, а его молодого султана Аблая взять в плен, которого освободили только через 3 года, благодаря вмешательству Тобольского правительства, считавшего Аблая своим верным подданным. В 1752 году русские казаки приступили к соединению Иртышской оборонительной линии с Оренбургской.

В результате проделанной работы от урочища Зверинная голова( на реке Тобол) до Омской крепости проложили пограничную черту длиной 558км, получившую название "Горькая линия". Благодаря которой стычки в спепи, хотя и не изчесли совсем,но значительно поубавились. Дела за присоединение степи к Сибирскому губернаторству, должны были сильно обостриться, но благодаря тобольскому губернатору Ф.Сайманову и молодому Аблаю (заметно влиявшему на хана), а затем и заменившего его, все решилось мирным путем. Так продолжалось все годы правления Аблая в белом шатре, а когда осенью 1780 года, он умер, его первый сын Вали (от второй жены), кочевавший со своими аулами между Кокчетавскими горами и рекой Тобол, склонил интригами казахских старейшин обратиться к Екатерине !!, чтобы утвердили наследника в ханском достоинстве. Разумеется со стороны царского двора возражений не было, и 16 августа 1781 года в Царском селе прошение было подписано.

Тем самым, Вали утвердился ханом Средней орды. В 1782г. его пригласили в Петропавловскую крепость, где Валихан принял присягу на верность белой царице и занял место в белом шатре. Вспупив во владычество он пытался подражать своему родителю. Но склад его характера, таланта да и ума были иными. К тому же Вали отличался жестокостью по отношению к своим же единоверцам, жадностью к наживе, и к женскому полу. Используя его недостатки, китайцы начали склонять хана к принятию их подданства, и это им удалось. Он начал притеснять своих же казахов, которые тянулись к русским и кочевали в основном вдоль "Горкой линии". Среди них было сорок родных сестер и братьев Вали по линии отца. Все слабости главы джуза пораждали недовольства такой ханской властью, и естественно росло число недовольных. Однако правительство не торопилось избавляться от Валия, чтобы не обострять и без того сложную обстановку между казахами и ордынцами, и выжидали более удобного момента.

В 1815 году, военный казачий отряд, углубясь в степь на 150-200 верст, случайно обнаружил залежи ценных металлических пород, при их переплавке было получено от 20 до 29 фунтов свинца, и ползолотника серебра с каждого пуда массы. И весной 1816г. была снаряжена экспедиция, целью которой было открытие рудников.Экспедиция (И.Шангина),по тем временам была внушительная в нее входило 200 человек (горные мастера, чиновники, переводчики, фельдшер, служивые и казаки). отправилась она с юго-востока Сарыарки, на северо-запад. На встречу ей из крепости Пресногорьковской выспупил отряд Ф.Набокова. По пути следования собирались образцы пород, осматривалась пригодность почвы под посевы, наличие пресной воды, строевого леса, отмечались места подходящие под заселение. Встретились первопроходцы на берегу озера Зеренды, отметив здесь место заселения, через несколько дней оба отряда направились к урочищу Имантав. Недалеко от горы Имантау были обнаружены чудные копи.

В 1820г. описаны горы, древний прииск, озеро Арыкбалык. Закончив здесь работу отряд направился к горам Якши-Янгыстау, затем через Атбасарские степи, мимо озера Кургальджин, взял направление в сторону Караганды,стоило бы, отряду пройти чуть-чуть севернее и они бы обнаружили выходившие на повехность пласты угля, но,в то время этого не случилось, но зато были обнаружены другие ценные ископаемые, рудниковые залежи. Завершив работу в прибалхашской степи, отряды разделились и отправились в обратный путь, один к форпосту Коряковский(Павлодар), другой к Семиярскому(Семипалатинск). Отряд Набокова через урочище Акмола направился к крепости Петропавловской, затем 26 сентября отряд прибыл в Боровое. Набоков писал: Остановились на ночлег уречки Янысу, текущую с северо-востока к озеру Кокчетау, по левую сторону озеро Котыркуль, и высочайшие горы Кокшетау. (тогда так называли горы Борового). Горы непреступны из-за растущих там непроходимых лесов.

Боровое- было отмечено как наиболее привлекательный уголок в степи.Затем экспедиция направилась к реке Чаглинка. В Тобольске, столице Сибирского края (куда входила и область сибирских киргизов(так тогда именовали Казахстан), жил крупный торговец Иван Попов, у него было два сына Федот и Степан. В 1810 году они являлись откупщиками значительной части городов Сибири, а после голицынского откупа Федот поселяется в Томске, а Степан -в Семипалатинске. Степан отличается активностью, инициативностью, предприимчиостью и постоянным стремлением к обогащению, заводит обширную торговлю с Кашемиром,Бухарией и другими ханствами. Завозит в степь чай, который в степи и Сибири потребляется в больших количествах. Узнав, что среднеазиатцы привозят на ярмарки золото в песке, он постоянно ищет места залежей, и в 1816г. ему привозят более 5 пудов порроды, взятой в Киргизской степи, взятой у речки Тюндюк, находящейся всего в 300 верст от Горькой линии.

Степан, начал проводить агитацию, внушать казахам, что для наведения порядка в орде, нужно попросить русское правительство поселить в некоторых местах казаков. И через 2 года в Омск, начали поступать такие прошения от значительной части среднего жуза. А, русскому правительству Степан представил проект, обосновал его не только крупными залежами, но и зделал ставку на развитие животноводства и земледелия, он утверждал, что степь может обеспечить продуктами не только Сибирь но и Европейскую часть России. В 1822г. Сибирь разделили на 2 губернаторства Западное (куда вошла Средняя орда) губернатором был назначен П.М.Капцевич, образуется Омская область, Капцеывич вызывает в Петропавловск наследника Валихана, его сына Габайдуллу, который сам предлагает принять его со всем аулом в новое устройство. и Восточное. В 1823г. в степь направляются 13 козачих отряда, каждый из которых состоял из 13-20 конных казаков.

Председатель Омского правления Антон Григоровский сообщает, что к нему в Петропавловск явились старшины Алтай Менешев,Чокан Болкаев,Давлет Джарманов,Кайдар Алтаев, бий Садыбек Бозданов кочующие в степи,которые собирались у султана Джумы и решили принять за счастье даруемое Россией покровительство, такие же прозьбы поступили и от других кочевников. 17 марта 1824г. отряд казаков прибыл в урочище Ханской Катын-Ающ, что в 50-ти верстах от Кокчетавских гор. Было указано первый округ назвать Кокчетавским. Так как эти горы уже были известны тем, что Аблай здесь объявил о добровольном присоединении к России, а со 2-ой половины 18 века эти места стали ханской ставкой. Об этих исторических событиях много легенд. Отряд расположился у озера Большое Чебачье. Взвесив все еще раз отряд решено было передвинуть в урочище Чат, раскинувшегося вдоль реки Чаглинка, начиналось урочище там, где сейчас раскинулись дачи горожан вдоль Зерендинской трассы, и тянется до поселка ЧАЙКИНО.

Не сомневаясь в благоприятности увиденного места, Григоровский принимает решение именно здесь возводить укрепление. Казаки вбили колышек с надписью "Кокчетавский приказ" Получено это название первоначально от Кокчетавских гор, так оно и осталось навсегда. Не раздумывая казаки установили кибитки, юрты, развернули походную кухню, начали пилить лес, колоть бутовый камень, подвозили глину, начали рыть землянки. Первый котлован подготовтили под кузнецу, которая нужна была для изготовления гвоздей, скоб, лопат,ножей. Крышу зделали из наката, хвороста и сверху обмазали толстым слоем глины, стены обложили бревнами. Примерно так-же строились и другие объекты.

Под руководством некоторых баев, возмущенных появлением казаков,начинаются недовольства среди некоторых улусов. Баи понимают, что эта реальная сила на которую можно при необходимости опереться. Кочевавший не так далеко от Кокчетавского форпоста Касим Аблайханов (младший брат Вали) летом 1825г. доставил жалобу Оренбугскому губернатору, в которой говорилось, что генерал Капцевич учредив поселение при горе Кокшетау, не учел их мнения, и они хотят проводить жизнь такую, какая была при хане Аблае, (кочевую).Желание недовольных баев, подогревалось еще и тем, что казахи Младшего жуза Оренбгского ведомства пользовались прежней свободой управления, без вмешательства русских, вели самостоятельный кочевой образ жизни. И это вызывало зависть у восточных сородичей. Г.Валиханов - хан среднего жуза в сложившейся ситуации не обременял себя делами округа, он постоянно находился во владении своих кочевий, которые летом перемещались из Борового на берега рек Кулутон и Ишим. Валиханов встречается с одним из старейшин, баю Малгаждару, кочевавшему в урочище Улькун-Карой(Кзылтау), предлагая ему выступить против казаков. Аксакал постоянно кочевал вдоль Горькой линии, и был в близких отношениях с казаками русскими переселенцами он не поддержал предложения Валиханова. В степи же, начинаются волнения. Осторожный Капцевич повелевает выстроить в усадьбе ханши Айганым в урочище Сырымбет мечеть. Расчет был прост: укрепитьт веру мусульман в благородные намерения правительства, способствовать расположению кочевников к новым порядкам. Такой шаг сыграл определенную роль. В мае 1825 года, появляется сообщение о переселении крестьян из центральных районов России в открывшийся благодатный округ Кокшетау. Первыми на необжитые земли прибыли отставные солдаты Ульян Акулов и Федор Дубавицкий из Тамбовской губернии. Они просили принять их 146 душ и разрешить поселиться на землях Кокчетавского уезда. Но не дождавшись положительного ответа, ходоки убыли домой ни с чем.

Исполняющим обязанности председательствующего Кокчетавским приказом назначают Джилгару Байтокина, который с первых дней включился в активную работу с населением. Пользы от его действий было много, своим примером он показывал как нужно вести себя по отношению к русским, Байтокин верой и правдой стремился служить русскому правительству. Одной из основных проблем было внедрение в округе русского судебного права. Древние казахские обычаи предусматривали очень немногие преступления за которые могли нести наказания, такими считались: убийства,прелюбодеяния,изнасилования,увечья,воровство.причем пострадавшая сторона имела право требовать не только смертельной казни, но и материального возмещения, или отсечения руки,ноги или любой другой части тела. Наиболее распространенными наказаниями были штрафы двух видов за уголовные преступления - Кун (100 лошадей или 1000 овец). За убийство султана например могли казнить, а могли и потребовать кун в 7-ми кратном размере.

В случае убийства женщины, девушки, раба присуждалась половина куна. При изнасиловании девушки или уводе замужней женщины родственники могли также запросить половину куна. Мужчине, которому выбивали глаз полагалось полкуна, а женщине за то же самое всего четверть куна. Мужчина убивший свою жену, застав ее в постели с другим, не подвергался наказанию, как и родители погубившие своих детей, или хозяин лишивший жизни раба. А жена казнившая мужа за измену, безоговорочно подвергалась смертной казни.

За мелкие проступки обвиняемому присуждался - айп, он равнялся трем девяткам, то есть провинившийся должен был платить пострадавшему три раза по 9 голов скота. Такие штрафы платились за перелом плеча,руки и другие увечья. Две девятки платил тот, кого муж застанет в постели со своей женой. Одну 9-ку платили за оскорбление султана или сломаный палец. Человек едущий к аулу султана, должен был спешится за несколько сот метров и вести коня за узду.

Зато бырымта, когда угоняли сотни голов скота (от чего порой страдали целые аулы), в судебном порядке не рассматривалась, а угонщик расценивался чуть ли не как герой. И только после введения русского судебного права, угонщики скота рассматривались как воры и предавались суду.Обстановка в степи начала меняться к лучшему. В октябре 1825г. на должность Омского областного начальника прибыл полковник С.Броневской, (который открыл Каркаралинский внешний округ). Ознакомившись с Кокчетавским приказом он пишет:" Отряд уже через речку Чаглинку устроил мост. Земли к хлебопашеству удобные, вода в озере вкуса не противного, чистая, и я полагаю, что вышеприведенные удобства подтверждаю, что заселение оставить именно в теперешнем месте, и в весьма неотдаленные времена из Кокчетава может образоваться город. Вблизи заселения самого приказа по всем окресностям расположились киргизы на зимовку в большом количестве, они привыкают к общению с русскими, я не заметил в киркизах страха, недоверчивости, или недовольства. Однако зима 1825-26гг. выдалась весьма холодная. Несмотря на имеющийся уже лазорет, люди постоянно заболевают горячкой. Руководство убеждается в неудачном выборе места, и задумывается о переносе его на левый берег Чаглинки. С приходом холодов успокоились и мятежные ордынцы. В марте 1826г. в Кокчетав прибыл инженер-подпоручик Г.Попов. осмотрев местность, и все имеющиеся застройки, он заключает, что заселение нужно переносить, составляет смету расходов на эти цели. Привязывает свой план примерно там где сейчас пересекаются дороги идущие из Кокчетава на Еленовку, и из Красного Яра на совхоз "Садовый". Планом предусматривалось строительство крепости с офицерским домом, госпиталем, солдатской казармой, конюшней а в центре разместиться церковь. Серцем же крепости должен стать редут, обнесенный рвом и земляным валом, двумя воротами и двумя мостами через ров. Все планировалось облажить дерном и огородить частоколом.

Получив проект из Омска прибывает майор Макаров, который пишет, что и данное место не подходит для заселения :"Расстояние от озера 150 сажень, что не позволяет крупного заселения. Место это сыро и люди часто болеют лихорадкой и горячкой, и в военном отношении место выбрано невыгодно."Окончательный документ появляется 18июня 1826г. гражданам построившим свои дома рекомендовано оставаться на своих местах и организовать слободку. Но странное дело, отряд снявшись с места, не идет в указанный район, а по левому берегу продвигаясь, казаки прибыли к самому озеру Капа, туда где теперь Красный Яр. Здесь и застала их осень и зима. Выбранное место вновь оказалось неблагоприятным, и возникли новые трудности - со всех сторон налетал ветер, он летом пылью а зимой снегом заносил лагерь.С прибрежных камышей весной поднимались тучи гнуса, от которого не было спасения. На открытой местности казаков беспокоили отряды бунтавщиков.

Совершаются частые набеги киргизов из-за Ишима,которые наносят бльшой урон. В связи с этим решено в стпи установить пикеты от станции Пресногорьковской, через урочище Ала-батылы, Койбагор, Антоновка, Имантав, Зеренды- на Каркаралинский приказ, таким образом создалась бы оборонительная линия защищающая Кокчетав. Но Омский областной Совет не поддержал предложение, мотивируя это тем, что такие пикеты дорого обходятся государственной казне. Казаки небольшими группами отправляются то в одну, то в другую сторону для поиска более удобного места. Вокруг обосновавшегося палаточного лагеря стояли высохшие прошлогодние травы, этим и воспользовались бунтовщики, не имея возможности прогнать "уруссов" они поджигают степь. Огонь лавиной перекатываясь по сухому ковылю начал опоясывать казачью стоянку. Степь покрылась черным гаревом, и это ускорило смену дислокации лагеря и в этот раз. Прибыл отрядуходивший в сторону Зеренды, который сообщил, что есть еще одно подходящее место...

Это место было рядом, но увидеть его не предоставлялось возможным из-за сопок и леса. Было оно на южном берегу этого же озера Капа, в урочище Чар,у сопки Букпа. Это место казакам, показали казахи, тянувшиеся к русским, как рассказали степняки,это то самое место, куда впервые прибыл хан Аблай, а затем откочевал в Боровое. Теперь здесь размещалась зимняя стоянка одного из баев,который с приходом лета откочевал в степь. А на месте аула остались прижавшиеся к сопкам загоны, землянка, небольшой колодец, да и озерная вода была чище слезы. А само озеро богато рыбой. Рядом хороший строевой лес. К тому же площадка была непреступна с 3-х сторон, с одной простиралось озеро, с двух других сопки покрытые лесом. И только с четвертой просторный луг сбогатыми травами и жирным черноземом. Место как нельзя лучше подходило для заселения, да и охранять лагерь с одной стороны гораздо легче, нежели занимать круговую оборону.

Группа казаков сделала незаметную извилистую просеку в лесу вдоль берега. И надо же так случиться, что проложенная тогда временная тропа и по сей день остается одной из главных магистралей ведущих в областной центр. Разместив летний лагерь казаки приступили к сооружению кузнецы, загонов для лошадей. Но главное за лето нужно было возвести укрепление. Для этоготребовалось много людей, и за хорошую плату, были наняты несколько сот ордынцев. Прежде чем приступили к строительству основных объектов, территорию обнесли частоколом. В нескольких верстах на деревьях установили рогатки из срубленных деревьев, для того, чтобы неприятель проезжая ночью, невольно цепляя связки заваливал эти деревья, утром дозорные осматривали эти места, и оповещали отряд. Служба дозорных была опасной, они часто попадали в плен к бунтовщикам, а уйти от них почти никому не удавалось. Пленнику после допроса разрезали пятки, насыпали в раны мелко нарезанный конский волос, прикладывали подорожник, перевязывали и раны быстро заживали, человек становился рабом. Он мог что угодно делать руками, но убежать он не мог. Кормили таких только тем, что оставалось от общего стола, как правило это были помои. Казаки не терпели оскорблений и унижений, вступали в скандалы и их убивали. Одному кокчетавцу удалось убежать, причем целым и невредимым. Помогла ему выжить девушка-казашка, служившая у мяжежников и полюбившая русского пленника, он ей ответил взаимностью. По завершению укрепления, было начато строительство жилья, веиряной мельницы, флигеля и провиантского магазина. Разрешено было казакам и офицерам вызывать свои семьи оставленные в Петропавловске. Народ не сразу ринулся переселяться в Кркчетав. Но мало помалу начали прибывать старики,женщины, дети. Появилась живность, крупный рогатый скот. Так в 1827г.был заложен фундамент первого русского заселения в казахской степи. Здесь началось реальное воплощение договоренностей, подписанных почти 100 лет назад о присоединении Казахстана к России. С организацией переработки сырья Кокчетав превращается в промышленный и торговый центр. Началось переселение семей из других мест, предоставлялись им некоторые льготы. Срубленные деревянные дома строились, как правило из 2-х комнат с палатями, разделенных темным коридором. Окна заделывались выделанной скотской брюшиной или сухими пленками бычьих пузырей. Русское правительство начинает разъяснять А.Габбасову(председателю Кокчетавского приказа),цель прихода европейцев в степь, историческую необходимость сближения русского и казахского народов, устанавливают ему дополнительные льготы, производят в чин майора царской армии. И он начинает верой и правдой служить русским. При нем расширилась меновая торговля в степи, активизировалось хлебопашество, уменьшились случаи угона скота, открылись школы, детей начали учить грамоте. Все это не осталось незамеченным. Султаны Сартай Ючин, Досан Ханбабин и некоторые другие не вошедшие в границы

Кокчетавского приказа, но заметившие явное преимущество степняков вошедших в округ, в 1830г. обращаются к губернатору Западной Сибири И.А.Вильяминову с прозьбой открыть внешние округа в местах их кочевий, а именно Ак-молла,Баянаул, Аманкарагайском и других. На что последовало незамедлительное разрешение. В 1832г. Аблай Габбасов сильнопростудился и слег в горячке, а в середине мая умер. Следовали выборы нового старшего султана. Свои кандидатуры выставляют несколько султанов, в их числе разрешено в этот раз, участвовать в выборах и Габайдулле Валиханову, и он избирается на эту должность. Три недели длился пир в урочище Чар, где вновь избранный султан, за счет казенной казны угощал 250 человек своих приближенных, в числе их была и ханша Валиева. Просчитался виновник торжества и на радостях допустил перерасход в сумме 252 рубля, на что Омское руководство выразило острое недовольство происходящим, к счастью для Габайдуллы обошлось безнаказанно.

17 сентября Г.Валиханов был приведен к присяге и дал клятву на верность службе. Его помошниками стали Алтыбай Морданов и Сейтен Борамбаев. Надо заметить, что на этот раз Габайбулла с первых дней стал исправно нести службу в приказе, проводил работу среди коренного населения, во многих начинаниях поддерживал русское руководство и оказывал практическую помощь. Авторитет Валиханова растет на глазах. Весной 1834г. Габайдуллаедет в Тобольс, где просит Вельяминова вернуть ему заслуженные награды (которые ранее ему не выдали). Задержавшиеся награды Г.Валиханову и его сыну Булату вручали торжественно в Кокчетаве. И в этот раз не обошлось без богатого тоя, на который были приглашены все султаны, баи,старшины округа,прибывшие с богатыми подарками. Польщенный таким вниманием со стороны русского правительства Валиханов еще усерднее включается в работу по внедрению царской политики среди кочевников. Большую помощь в этом ему оказывает сын Булат.

Но бунтовщики продолжают бороться за свое освобождение, ведущим организатором смуты в Сарыарке выдвигается Саржан Касимов. Он находит контакты с ташкентцами, находит поддержку у Кушбека и с 6000 лихих наездников налетает сначала на Акмолу, а затем вихрем проносится по Кокчетавскому округу. Он разоряет,грабит, пордигает, а непокорных ордынцев убивает. Бороться с ними выступают казачьи отряды. Г.Валиханов поддерживает русских. Но судьбе было угодно, что в 1836г. Касимов погибает от рук тех же кокандцев. И ему на смену приходит его младший брат Кенесары Касимов. в 1837 году, образуется новая пограничная линия, от Горькой линии через Кокчетав к Акмоле прокладываются пикеты. Весной 1837г. Кенесары вместе с войском (численность которого уже более 10000 всадников), из Коканда перекачевывает на берега реки Тургай, и оттуда делает набеги на приказы. Уводятся жители, угоняется скот. В числе захваченных сторонник Габайдуллы султан Пиралы Габбасов.

Кенесары принимает решение казнить Габбасова вместе с семьей, за связь с русскими. Валиханов докладывает в Омск о сложной ситуации в степи. Омское руководство веря в могущество казачества, не оказывает должной помощи. В это время Касимов отвлекает внимание казачества, а сам, с другой стороны налетает на приказ и захватывает в плен самого Г.Валиханова с его семейством и приблеженными. В этот критический момент для жизни Валиханова, русские включают огромные силы ордынцев, для спасения султана, под натиском многочисленных прозьб Касимов отпускает пленника. А Омское руководство находит в поведении Валиханова в этот сложный момент пособничество Касимову и арестовывает его, вместе с сыном Булатом.И в 1839г. отправляет в ссылку в Березов. Валихановых помещают в острог, в котором когда то томился князь Александр Меньшиков. Возмущенный таким поворотом дел Кенесары обращается в Оренбург к графу Перовскому, с прозьбой освободить Валиханова, Но получает отказ, Габайдуллу освободили только в 1948г. по отбытию наказания, когда мятеж Кенесары был подавлен. Булат Валиханов, увозит своего младшего сына обучаться в Сибирский в кадетский корпус, где обучался и старший,приехав назад он начал распускать слухи,что его сын после окончания учебы будет назначен на должность советника пограничного управления, а младшего якобы, пообещали рекомендовать старшим султаном Кокчетавского приказа. Всем этим он склонил на свою сторону доверчивых безграмотных степняков. Степняки пишут прошения, назначить на должность старшего султана две кандидатуры Г.Валиханова и Б.Габайдуллина. Но это предложение отклоняется, и Валихановы со своими аулами откочевывают в Акмолинский округ. В то время в Кокчетавском округе происходили выборы султана, и шла борьба за власть. Выдвиженцы всячески подкупали народ, и наконец 28 августа 1854г. был выбран Таны Тортаев

На этом, можно сказать жестокая борьба за власть в округе закончилась, жизнь текла своим чередом, политика русского правительства оставалась неизменной, среди ордынцев - желание вести борьбу постепенно угасало, т.к. агрессивно настроенные против русских султаны, кто погиб, а кто состарился. Меняющаяся в лучшую сторону жизнь кочевников способствовала воспитанию нового поколения в духе предонности царскому престолу. Особенно тех кто обучался в русских учебных заведениях. Одним из этих людей является Чокан Чингизович Валиханов, его как раз и питали корни Кокшетау.
Сибирское казачество корнями своими уходит к временам Ермака. Преследуемая царскими властями Ермаковская вольница устремилась в Сибирь. В нее вливался всякий "гулящий люд". В силу сложившихся обстоятельств, перешедший на царскую службу. Со временем сибирские казаки стали внушительной военной силой с помощью которой самодержавие обеспечивало безопасность своих рубежей, поддерживало порядки внутри государства. Охрана Сибирской пограничной линии всецело перешла в руки казачества начиная с 19 столетия. В 1808 году главным начальником Сибирских пограничных линий был генерал-лейтенант Глазенапа. На его содержании было 6000 казаков, что составляло 10 полков. Служба казаков была бессрочная,идя на нее каждый должен был брать свое ружье, снаряжение,обмундирование и коня. За это служивому из казны выплачмвалось 6 рублей 16,5 копейки ассигнациями в год, три четверти провианта и фуража на 7 месяцев. К тому времени сложилось так, что настоящий казак должен был носить сапоги, брюки с лампасами, как признак того,что он никому и никогда не платит податей, рубаху на выпуск, перехваченную широким поясом и папаху. Такая форма одежды закреплялась за казачеством навсегда и придавала вид опрятности и однообразия, что было важно для строя,дисциплины и манер поведения среди станичников. С помощью казачества сопровождались торговые караваны, научные экспедиции, преследовались разбойники, оно явилось мощной военной силой при столкновении с ордынцами,ташкенцами, китайцами и другими инородцами. Казачий отряд, находящийся в Кокчетаве, был одним из тех, на кого царское правительство возлагало надежды по усмирению бунтавщиков, для казаков это была хотя и трудная, но весьма почетная задача, выполнять которую не всякому доверяли. И казачество одурманеное царской пропагандой, оголив шашки рвалось туда, где зачастую проливалась кровь.

Пришедший к власти Кенесары Касимов, яростно поднимал бутавщиков киргизов на борьбу с "урусами". Он объявил себя ханом Средней орды. Устраивал набеги на поселения казаков.Отличался особой жестокостью к русским.Кокчетавский казачий отряд уже не мог своими силами справляться с наседающими бунтавщиками. Тогда в степь начали отпралять подмогу с Горькой линии. В одной из таких стачек 27 февраля 1844г. отряду Кенесары между реками Ишимом и Тургаем был нанесен один из сокрушительных ударов. Аулы Кенесары были окружены неожиданно, когда появление казаков, из-за сильных холодов ордынцы не предполагали. Касимовцы от внезапного удара рассыпались по степи, и потерпели поражение. Вместе с другими, взяли в плен старшую жену Кенесары с детьми. Сначала семью с другими пленными отправили в Тобольск. Захват его семьи больше всего унижал и итскорблял Кенесары, он обратился к губернатору с прозьбой вернуть ему его семью.

Учитывая его зверства, которые он проявлял к русским пленным, губернатор не дал ему ответа. Тогда отступив за Тургай передохнуть, Кенесары собрался с силами и снова с ураганноймощностью с криками "Аблай!" Кенесары! начал носиться по русским селениям, казахским аулам, снося и сжигая все на своем пути. Старался отомстить тем казахам, которые выступали против него, помогали казакам. Среди активно действующих против Кенесары, был старший султан Кушмурунского округа Чингиз Валиханов. Имея большой опыт ведения боевых действий Кенесары избирает другую тактику. Вместо наступления большими силами, он теперь отправляет на задания небольшие группы то в одну, то в другую сторону. Это вызвало замешательство среди казаков. Особую свирепость, оперативность и бесстрашие проявлял отряд под командованием Бопай - смелой, но и свирепой сестры Кенесары. Почти всегда, ее налетчики возвращались с победой, не щадили ни женщин, ни детей.

Кенесары поручает ей, уничтожить богатую родовую усадьбу Айгоным. Бопай выгодала момент, когда хозяйки не было в Сырымбете, налетела и обчистила все, что было в поместье, угнала скот, а затем и подожгла усадьбу. Тогда сгорели дом, мечеть, школа,хозяйственные постройки, возведенные по указу царского правительства. Айгоным вернувшись домой застала на месте имения- пожарище. Конечно ни омское, ни кокчетавское руководство не могли оставить это безнаказанным, и охота за отрядами Кенесары началась с новой силой. Нередко вместо смертной казни касимовцы использовали и другие методы наказания, разрезали пятки, зашивали в них конский волос, после зживления раны, пленника оставляли в степи, передвигаться он не мог, и становился добычей зверей, или через несколько дней умирал от голода и жажды. Кроме того, очевидцы описывали, что в отрядах Кенесары не составляло труда и страха опробовать на ком-либо острие клинка или стрелы перед наступлением.

Ставили рядом 2-3х человек одинакового роста и одним взмахом сносили им головы, или пронзали их стрелой, пуская ее через уши. Борьба Касимова продолжалась до 1847г. Целое десятилетие продолжалась смута в степи. За это время он столько причинил горя и страдания как русским, так и казахам, что, казалось сам аллах восстал против него. И он все чаще и чаще стал иметь поражения. Отступив к Иссык-Кулю на зимовье, подальше от русской границы, Кенесары надеялся там отдохнуть и с новыми силами выспупить против кара-киргизов. Но сдесь он просчитался. Под видом отстуления кара-киргизы заманили мятежников в ущелье и уничтожили их. Самого Касимова взяли в плен. Сведения о его смерти самые противоречивые, в одном из доносов: якобы с него сначала содрали кожу живьем. Затем его его живого посадили в котел с водой и стали подогревать воду на костре, когда султан сварился, ему отрубили голову, одели на пику и возили по степи сообщая всем, что степь отныне свободна.

Невольно возникает вопрос : как могло случиться, что казаки вооруженные огнестрельным оружием, пушками, целое десятилетие не могли победить отряд мятежника. Причин здесь несколько: главная в том, что касимовцы постоянно получали поддержку из-за кардона. Китай, Англия, Среднеазиатские ханства всячески помогали бунтовщикам в борьбе с русскими. Особо активно вели себя англечане, они решили не допустить влияние России на казахские жузы. Все понимали,что воссоединятьсяРоссия иКазахстан-родиться новое мощное государство. Противники делали все возможное, чтобы сорвать это слияние. Поставляли в орду оружие, засылали лазутчиков, провоцировали национальную вражду. Но большинство коренных жителей были все-таки на стороне своих русских покровителей, и они шли за казаками, видя в них защиту. В то время в округе насчитывалось 15000 кибиток и юрт, в них проживало 45000 мужчин (учитывался только мужской пол). Содержали они 100 тысяч лошадей, 28000 крутного рогатого скота и 200 тысяч овец
В 1848г. принимается решение о высылке из внутренних губерний России 3600 душ для водворения в Кокчетавский округ. С этого момента начинается резкий приток русских переселенцев в Кокчетав и прилегающие живописные места. По степи зазвучали голоса русских, малороссов, поляков, мордвы, татар. Одна за другой начали возникать станицы казачества - Котуркульская, Кривозерная, Зерендинская, Акан-Бурлукская, Лобановская, Арык-Балыкская, Имантауская и др. Все они приписывались к Сибирскому казачьему войску. Из выдворенных казаков 17 октября 1950г. приказом № 81, формируется 10-й казачий конный полк, штаб которого размещается в станице Кокчетавской. Срок службы казаков сокращается до 25 лет, им позволено заниматься личным хозяйством. Особыми льготами пользовались казачьи офицеры, помимо казенного обеспечения их форменной одеждой, жильем, провиантом, каждому из них выплачивалось солидное денежное вознаграждение. Выслужив определенный срок и имея некоторые заслуги, перед государством, они получали дворянское достоинство, а это гарантировало большой земельный пожизненный надел, который переходил по наследству. Все это привлекало не только европейцев, но и ордынцы, старались попасть в это сословие, или протолкнуть своих детей. И многим это удалось. Примером верной службы в казачестве, служит Гази Валиханов,

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Гость
  • Гость аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
14 года 9 мес. назад #4725 от Гость
"Дело о переводе священника ст.Лобановской церкви Макария Воронцова в ст.Сандыктавскую и священника Соколовского Фортуната Петухова в ст.Лобановскую"
начато 20.08.1869г кончено 28.09.1869г
Состоит из нескольких документов, мне кажется довольно интересных... Например, общественный приговор ст.Лобановской с фамилиями, рапорт станичного управления,рапорт и прошение самого священника, общественный приговор ст.Сандыктавской. Но в связи с тем, что мне прежде всего конечно интересны лобановцы, то собираюсь копировать страницы с фамилиями по ст.Лобановской. Но хочу обратиться с просьбой к умеющим расшифровывать почерк. Кто возьмется его привести к удобной форме? Часть фамилий я совсем не поняла.
А пока привожу текст с некоторыми моими примечаниями прошения священника, из которого ясен смысл причины возникновения дела Может быть кому будет интересно. Заранее приношу извинения за возможные орфографические ошибки...
"Ваше Высокопреосвященство, милостивейший Архипастырь и Отец
При обозрении Вашем других церквей и приходов Епархии удостоился и я нижайший Вашего посещения. Проживши по должности более 13-ти лет очень приятно было видеть у себя в первый раз своего Архипастыря. Посещение Ваше осталось в памяти прихожан моих усердных можно сказать к православию. Большая часть из них малороссияне одной со мной родины Саратовской губернии. Обитая еще там вблизи своего Владыки (в 7 верст) они за большое счастие считали участвовать при Архиерейских богослужениях - чего получили и здесь в удовлетворении своих желаний в настоящее время через 20 лет - в день преображения Господня.
Ваше Высокопреосвященство!
Печалит меня одно только то, что Вы отъезжая в обратный путь обещались переместить меня в другой приход по частной словесной жалобе троих моих прихожан (примечание: Василий Ларев, Федор Гончаров, Семен Лапкин) Зная дух своих прихожан, а равно и отношения свои к ним я не мог даже и предвидеть каких либо претензий с их стороны. Да в последствии они и сами обличаемые совестию сознали, что поступили неблагоразумно.
Покорнейше прошу Вас милостивейший Архипастырь оставить меня в своем приходе при станице Лобановской церкви,здесь я имею собственный дом и прислуги, что меня в перемещении весьма затрудняет, а еще более заботит в этом случае большое нездоровое мое семейство. В ожидании милости Вашего Высокопреосвященства остаюсь навсегда нижайшим послушником и молитвенником Вашим."
Хочу добавить, что приказ о переводе был подписан 21 августа 1869г, но 27 сентября был издан другой приказ об оставлении священника в ст.Лобановской.
С уважением, Галина.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
14 года 9 мес. назад #4732 от otetz
Галина, здравствуйте!
Списибо вашу работу!
Я конечно не профессионал, но готов предложить свою помощь.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Гость
  • Гость аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
14 года 9 мес. назад #4737 от Гость
Федоровичу
Единых списков не существует. данные такого рода весьма разрозненны и раскиданы по разным делам.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
14 года 9 мес. назад #4744 от Фёдорыч

Гость пишет: Единых списков не существует. данные такого рода весьма разрозненны и раскиданы по разным делам.


является ли одной из целей Вашего исследования систематизация информации о рядовых участниках операции?

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Гость
  • Гость аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
14 года 9 мес. назад #4745 от Гость
Рядовыми участниками событий я интересуюсь, только если они были убиты, ранены или без вести пропали в конкретных боях, либо совершили подвиги, либо командовали соединениями от батальона и выше.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
14 года 9 мес. назад #4750 от Фёдорыч
не ли случайно в Вашей "базе данных" информации о Трофимове Акиме Спиридоновиче, 1880 года рождения (либо около того), казака станицы Якши-Янгиставской 1-го отдела СКВ. Возможно в звании приказного.

Это мой прадед. Единственное, что знала о нём бабушка это то, что он, как она говорила, погиб в "колчаковскую"...

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Гость
  • Гость аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
14 года 9 мес. назад #4753 от Гость
Единых списков погибших казаков в ГВ нет. Мне известно буквально несколько фамилий, но Вашего прадеда там нет. Вот в Курганской области в прошлом году удалось найти могилу казаков 4-й Сибказ.дивизии погибших в сентябре 1919 года, но кто именно там похоронен неизвестно, судя по размерам могилы - примерно 12 человек. Можно попробовать посмотреть метрики за 1919 год по станицам Кокчетавского уезда, может там в число умерших вписывали потери в боях? Я в Гос.архиве Кург.области с таким столкнулся. Там казак погибший под Островкой. вписан в книги церкви соседнего села Половинского. Есть такая возможность посмотреть эти книги за 1919 год?

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Гость
  • Гость аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
14 года 9 мес. назад #4775 от Гость
По клировым ведомостям за 1880 год, 1888 год, 1890 год.
с 20.12.1862г. (напомню, что церковь была построена в 1863г)
Священник Макарий Иванов Воронцов
И.д. псаломщика Федор Васильев Попов
И.д. псаломщика Сергей Петров Шалабанов
должность просфорни исправляет Агриппина Петрова Гв?одольская
с 20.12.1887г
священник Михаил Федоров Федюшин
Псаломщик Сергей Петров Шалобанов
И.д.псаломщика Федор Васильев Попов.
с 15.01.1890г вместо Шалобанова псаломщик Алексей Стефанов Лебедев

На 1888 год кроме людей казачьего звания насчитывалось раскольников - 7 муж.и 16 жен.
В 1877 году священник получил выговор за "опущение из виду соблюдения предбрачных предосторожностей при совершении бракосочетания - несовершеннолетних лиц" :D

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Гость
  • Гость аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
14 года 9 мес. назад #4776 от Гость
Эти клировые ведомости находятся в Тобольском архиве. Кроме Лобановской церкви, имеются сведения и об остальных церквях благочиния Атбасарской, Сандыктавской, Акан-Бурлукской, Котуркульской, Зерендинской, Арык-Балыкской, Кокчетавской, Щучинской.
С уважением, Галина.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Гость
  • Гость аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
14 года 9 мес. назад #4804 от Гость
Стала невольным свидетелем Вашей переписки. И обращаюсь с просьбой. Если имеется доступ к архивам в том числе Кокчетавским и Тобольским, клировым ведомостям...
Я ищу любую информацию о своём прадедушке: ПЕРШУКОВ Василий Иванович, 1872 года рождения, ур.г.Кокчетав. Окончил духовное училище (возможно Омск, Ишим), псаломщик. В 1938 году работал счетоводом во 2 больнице г.Кокчетава. Арестован 28.01.1938 г. осуждён 05.02.1938 г. к расстрелу , реабилитирован в 1989 году. Известно, что обвинён вместе с Лавровским Иваном Семёновичем (возможно так же бывшим церковнослужителем) ст. 58-1, 58-10, 58-11 УК РСФСР. Из допросов следует, что активно общался с бывшими церковнослужителями города Кокчетава и ссыльными из других городов.
Ни чего не известно о его дореволюционной деятельности. Когда ещё была жива его дочь - моя бабушка Ковалёва (Першукова) Мария Васильевна она рассказывала, что прадедушка окончил духовное училище, затем служил в церкви. Буду рада любой информации: в какой церкви служил, кем, имел ли сан , какие либо документы. Заранее Благодарна.
Наталия Бунина. г.Алматы. Казахстан. Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Подробнее
14 года 9 мес. назад - 14 года 9 мес. назад #4813 от otetz
Здравствуйте Наталия!
В "Справочной книге Омской епархии" за 1900г. Першуков Василий Иванович значится псаломщиком церкви в честь Покрова Божьей Матери посёлка Нижне-Бурлукского Кокчетавского уезда.
"Псаломщик - Василий Иванович Першуков 24 лет, окончивший курс Ишимского Духовного училища. На настоящем месте 2 года. Наград не имеет. Родом из г.Кокчетава Акмолинской обл."

А Лавровский Иван Семёнович был священником в селе Кривоозёрном (ныне Саумалколь).

Справочник Омской епархии можно скачать здесь
Последнее редактирование: 14 года 9 мес. назад пользователем otetz.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Гость
  • Гость аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
14 года 9 мес. назад #4822 от Гость
Здравствуйте, Андрей. Спасибо большое за информацию. Ещё раз прошу извинить за настойчивость. Нет ли ещё какой-нибудь информации. Со слов родственников Василий Першуков перед революцией был иереем. К сожалению никаких документов на этот счёт не имеется. Для меня это важно, так как я даже не знаю как правильно его указывать в поминальной записке. Не подскажите куда ещё можно обратиться. Может имеются какие-то доступные источники. Заранее благодарна.
С уважением, Наталия.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Гость
  • Гость аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
14 года 9 мес. назад #4835 от Гость
Размещаю обещанные списки по Лобаново из общественного приговора по делу священника в 1869 году, сканы страничек можно посмотреть по ссылкам.
"Станицы Лобановской вместо казаков Якова Григорьева, Андрея Максимова, Якова Федорова, Федора Семенова, Петра Федорова, Григория Антонова, Александра Федорова, Осипа Антонова, Никанора Савельева, Егора Максимова, Петра Спиридонова, Ефима Андреева, Никиты Никитина, Ивана Савельева, Василия Федосеева, Дмитрия Федосеева, Степана Карпова, Василия Яковлева, Ивана Андреева, Николая Яковлева, Вла?? Сергеева, Андрея Петрова, Степана Малышева, Сергея Сергеева, Федора Сидорова, Иона Зенченко, Гаврила Федорова, Ивана Твердохлебова, Якова Блошицына, Сергея Твердохлебова и Григория по безграмотству по их личной просьбе и за себя расписался казак Петр Николаев
Вместо казаков Александра Федорова, Степана Киселева, Леонтия? Дмитрова, Егора Крухмалева, Якова Сытнова?,

Семена Усатова, Дмитрия Ольхова, Максима Усатова, Егора Григорьева, Тимофея Усатова, Федора Черенщикова?, Петра Дмитриева, Андрея Скворцова, Алексея Зенченки, Ильи Спиридонова, Григория Максимова, Данила Зенченки, Лариона? Васильева, Николая Иванова, Ивану Духнава, Григория Лопатина?, Ивана Иванова, Варлаама Прокопьева, Григория Косимова?, Исая Иванова, Савелия Гончарова, Порфира Блошицына, Григория Твердохлебова, Николая Бородина? по безграмотству и их личной просьбе и за себя отставной казак Дмитрий Малышев расписался.
Приговор сей в Лобановском Станичном Управлении явлен и действительно подписан жителями станицы Лобановской и выселками Чалкарского и Аиртавского, в чем Станичное Управление удостоверяет подписями с приложением казенной печати сентября 12 дня 1869 года
Лобановский Станичный Начальник …."
Есть списки и по выселкам, если кому-нибудь надо, сообщите, пока их не выкладываю.
Ссылки на страницы:
Вложенный файл:

Вложенный файл:

С уважением, Галина.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Модераторы: otetzФёдорычbgleoGVA
Время создания страницы: 0.286 секунд
Работает на Kunena форум