- Вы здесь:
- Главная /
- Форум /
- Саумалколь и Айыртауский район /
- Населённые пункты /
- Якши-Янгизстав /
- Поиски прошлого, впечатления от настоящего, мнения о будущем
Поиски прошлого, впечатления от настоящего, мнения о будущем
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Василий Ламанов.
- Автор темы
- Посетитель
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
прораб пишет: ...а где фотки якшинские разместят?(от Ирусика)
она ещё не определилась, видимо... Я ей предложил разместить здесь или в фотогалерее
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Фёдорыч пишет: ...жил у нас в Якшах товарищ один по фамилии Пономарёв. Помните, он ещё в годах 90-х (а может чуть раньше) в депутаты какие-то балотировался. Мне недавно дядя рассказал, что этот самый товарищ Пономарёв (имя-отчество забыл, к сожалению) книгу писал об истории нашего края. А так как сам он якшинский - не исключено, что Якшам посвятил не одну страничку. Может есть у кого контакт с господином Пономарёвым - поделитесь... Или сами добудьте всю известную ему информацию... Предполагаю, знает он много. Во много раз больше, чем мы вместе взятые.
прошло ровно 2 года с того момента, как мы здесь на форме "озадачились" поиском работы А.Ф. Пономарёва. Книга, наконец-то, есть... В ближайшее время постараюсь связаться с автором, спросить как можно приобрести книгу иногородним желающим, а также попросить разрешения на публикацию здесь на форуме отрывков, касающихся Якшов в целом
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Гость
- Автор темы
- Посетитель
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Мы здесь 2 года назад ещё одним вопросом озадачивались - изображением нашей якшинской церкви. Была информация, что в природе существует фото церкви, и Василий Петрович её видел, а возможно даже воспроизводил увиденное на полотне...
Не могли бы уточнить?
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Ламанов Василий
- Автор темы
- Посетитель
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Макаров Валерий
- Автор темы
- Посетитель
Фёдорыч пишет: информация всё от того же Андреева С.М.
плоховато видно - по моему, местный админ ограничил размеры вставляемых рисунков... И ограничил жёстко
Суть в том, что в 1879 году в ни в Якшах, ни в Акане, ни в Бабыке не проживало ни одного руского. Только украинцы, белорусы и мордва
и после этого у меня, уверен, не только у меня, (предки из Акана я Якшов, можт и из Бабыка) в паспорте (по крайней мере, в старом было) написано "РУССКИЙ"
Здравствуйте! Такой национальный состав с.Якши-Янгизстав (см.стр.33) несомненно выражается на наших лицах... Лицо - визитная карточка. Или, как сказал один философ, самая интересная поверхность на земле. Представителя той или иной национальности мы тоже узнаём, как правило, по лицу. Но на все сто процентов зрению нельзя доверять. Когда народы живут бок о бок друг с другом в течение многих столетий, то они перемешиваются, ассимилируются. И внешне становятся похожими друг на друга. Например, в нынешнем антропологическом облике мордовского и русского населения много сходства. И это не случайно. Если лицо, как было уже сказано, не может быть четким ориентиром в нашей многонациональной стране, то тогда, наверное, имеет смысл внимательнее присмотреться к именам и фамилиям. Быть может, они являют собой нечто больше, чем просто комбинацию из разных букв. Традиционные мордовские имена создавались на основе слов, обозначающих те или иные черты характера или даже оттенки чувств:
Паруш - от слова "паро" - хороший. Вечкас, Вечкан, Вечковат, Вечкенза - от слова "вечкемс" - любить. Учай, Учват, Учесь, Учан - от "учемс" - ждать. Иногда имя происходит от места рождения ребенка. Например, Паксяй, Паксют, Пакстян - от "пакся" (поле). От леса "вирь" появилось имя Виряй, Виряс, Вирдян. Есть имена, происходящие от названий тех или иных действий. От глагола "нуемс" (жать) - Нуят, Нуянза, Нуякша. Пивцай - от глагола "пивцемс" - молотить. Стало быть Учаев - по-русски Жданов? Да уж...Моя мама - Учаева Татьяна Петровна - по документам русская. А вот как описывается жилище мордвы. Традиционное жилище мордвы было в основном двух типов: двухраздельное и трёхраздельное. Двухраздельный дом состоял из жилой избы и сеней, трёхраздельный из жилой избы (мокш. куд, арз. кудо), сеней и горницы. Как правило, мордва строила деревянные дома, предпочитая при этом сосну.
Наиболее распространённым типом планировки жилища у мордвы был среднерусский, по которому печь, обращённая устьем к окнам передней стены, располагалась в одном из углов возле двери. Красный угол находился против двери по диагонали от печи.
Интерьер мордовской избы мало чем отличался от интерьера русского крестьянского жилища. Для него были характерны широкие пристенные неподвижные лавки. Боковая от входной двери лавка завершалась вертикальной доской с верхом, вырезанным в виде конской головы. В избах мокши в простенке от печи до задней стены у двери помещался дощатый настил, нары. Под потолком находились полати, на которых спали, рядом с печью располагался шкаф-ларь для посуды (потмар), на стене у печи висела плетённая из ивовых прутьев, из лыка или бересты, иногда деревянная, предназначенная для хранения ложек ложкарница (пенч-керь).
Почти в каждом домохозяйстве имелась баня с печью-каменкой и предбанником в виде загородки из плетня. На улице, напротив окон дома или рядом с ним строился подвал (виход) в виде полуземлянки, состоящей из двух камер, углублённых в землю. Здесь хранили, опасаясь пожара, особенно ценное имущество одежду и зерно, летом могли спать.
Теперь о кислом молоке.Традиционная пища состояла в основном из продуктов земледелия: кислый хлеб, выпеченный в горячей печи на капустных листьях, жидкие каши из проса, чечевицы, гороха, заправленные конопляным маслом, пшенные блины, которые выпекаются очень толстыми, пироги с различной начинкой(Н-р с рыбой, все помните?).
На зиму сушат рыбу, грибы для супов, квасят капусту. Широко известны соление свиного сала и копчение ветчины, как в дыму костра, так и над банной печкой. Мясо чаще всего употребляется в варёном виде, в супе. В летнее время делают окрошку с домашним кислым квасом (у нас ,в Константиновке,такой не делают). Повсеместно, в особенности по праздникам, делают пельмени. Употребляют молоко и молочные продукты, особенно творог(мороженные сырники). Из снятого кипяченого или топлёного молока, охлаждённого до температуры парного, готовят кислое молоко, добавляя для закваски старую простоквашу. Выдержав в тёплом месте до загустения, его выносят в погреб. Разбавленное водой, оно хорошо утоляет жажду.
С\у, Валерий
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Макаров Валерий пишет: ...Традиционное жилище мордвы было в основном двух типов: двухраздельное и трёхраздельное. ...трёхраздельный из жилой избы (мокш. куд, арз. кудо), сеней и горницы. Как правило, мордва строила деревянные дома, предпочитая при этом сосну.
Наиболее распространённым типом планировки жилища у мордвы был среднерусский, по которому печь, обращённая устьем к окнам передней стены, располагалась в одном из углов возле двери. Красный угол находился против двери по диагонали от печи...
один в один как в моём родном (старом) доме на центральной улице возле озера...............
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Василий Ламанов
- Автор темы
- Посетитель
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.