- Вы здесь:
- Главная /
- Форум /
- Саумалколь и Айыртауский район /
- Населённые пункты /
- Арыкбалык /
- Об истории Арык-Балыка
Об истории Арык-Балыка
Омск, академия МВД РФ
К ИСТОРИИ ОСНОВАНИЯ СТАНИЦ КОКЧЕТАВСКОГО УЕЗДА
АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
В 1848 г. центральной властью для военной и хозяйственной колонизации Киргизской степи было решено в течение 1849-1850 гг. переселить на избранные командиром Отдельного Сибирского корпуса места 3600 душ м.п. (или 1200 семейств) малороссийских казаков, войсковых обывателей, малоземельных крестьян из граничащих с Сибирью Оренбургской и Саратовской губерний. Каждая семья переселенцев должна была иметь не менее 2 работников, пару волов или лошадей. В пути до правого фланга Сибирской линии попечение о переселенцах возлагалось на министерство госимуществ, на линии они передавались в ведение войскового начальства.
Всем переселенцам предоставлялся ряд пособий и льгот: со стороны министерства госимуществ и казны - путевое пособие до мест водворения для найма проводников, подвод, на продовольствие в пути по 7 коп. в сутки на каждую душу, с них слагались,все недоимки по податям, земским повинностям. Переселенцы должны были получить денежное пособие «для домообзаводства» - на строительство жилья по 30 руб. и приобретение скота и лошадей по 25 руб. на семейство. В течение льготных лет они обеспечивались продовольствием. Со стороны войска им выделялось зерно для посева (из расчета на.2 дес. ржи,4 дес. овса, 1 дес. ячменя на семью), с возвратом его через 3 года, им предоставлялась отсрочка от службы в течение двух лет со времени прибытия в новые поселения. Так как одной из задач переселения было развитие хлебопашества в Киргизской степи, то на каждую мужскукую душу отводилось по 30 дес. земли (ГАОО. Ф. 67. Оп. 1. Д. 536. Л. 2-5).
Командованием отдельного Сибирского корпуса планировалось основать, 12 новых поселений (на расстоянии 10-15 верст друг от друга), расположенных двумя группами; на юго-запад и юго-восток от Кокчетава. В каждую новую станицу планировалось направить по 1 офицеру, 2 урядника, 12 казаков, 300 крестьян-переселенцев мужского пола Весной 1849 г. началось переселение крестьян из Оренбургской и Саратовской, губерний. Шесть партий переселенцев с разницей в несколько дней (с. 18! по 29 мая) отправились со сборных пунктов округов Оренбургской губернии: , Мензелинского(Козмодемьянской волости деревень Верхний Акташ, Дербедень, Рождественской; Ерсубаевского общества деревень Малобагряши, Шумыша, Савалеево), Оренбургского (Белозерской волости сел Булановского, Васильевки), Челябинского(Кочердынской волости деревень Андреевки, Шумаково, Ваганово), Уфимского (Дуванской волости сел: Дуванского, Тастубинского, деревни Кызыляр), Бугульминского (Спиридоновской волости деревни Абдикеевой; Дымской волости деревень Огородниковой, Большой Ефоновки), Бузулукского (Покровской волости Никольского сельского общества; Лабазинской волости деревни Скворцовки). Протяженность маршрутов следования составляла от 200 до 960верст. Самый длительный маршрут был от г. Мензелинска (Мензелинск I- Уфа -завод Богоявленский - Верхне-Авсяно-Петровский завод - Верхнеуральск - Троицк - ст. Алабугская - 43 дня пути).Из Саратовской губернии вышло еще 13 партий переселенцев (Новоузенского округа Новорепинской волости слободы Орлов Гай; Покровской волости слободы Покровской, сел Кокадей, Узморье, Торновки; Новотроицкой волости деревень Семеновки, Верхнего Плеса), прибывших в войско в августе-сентябре.
Первая партия переселенцев из Челябинского округа (16 семей) прибыла на границу Сибирского войска 4 июня 1849 г., а до Кокчетава добралась 16 июня. В результате отсутствия четкой координации действий представителей различных ведомств, недостатка соответствующего опыта у войскового начальства она столкнулась с рядом проблем. Так, продовольственные и путевые деньги выдавались представителями войска лишь на мужские души (позже ситуация была исправлена). По сообщению чиновника Пограничного управления, эти переселенцы были отправлены от границ Сибирского войска без сопровождающего офицера «по линии под надзором станичных и пикетных начальников», а от ст. Новоникольской направлены в Кокчетав прямо степью.
По жребию первым переселенцам досталось поселение при озере Арык-Балык ( 85 верст от Кокчетава), куда они выехали 25 июня в сопровождении сотника Пахомова. Всех переселенцев на местах уже ожидали прибывшие в конце мая из 1, 2, 3,4 полков урядники и казаки-инструкторы. Их кандидатуры отбирались командирами полков, с тем, чтобы «чины были хорошей нравственности, усердные по хозяйству, вполне знающие обязанности службы, а нижние чины все должны быть женатыми». В 1849 г. в новые станицы переселилось 6 офицеров, 12 урядников и 72 казака. В качестве денежного пособия казакам выделялось по 7 руб., офицерам - по 100 руб.В 1849 г. были основаны 6 поселений: на южном берегу оз. Котур-куль (ст. Котуркулъская), при восточной оконечности оз. Чалкар (ст. Аиртавская), при оз. Култуккуль(ст. Лобановская), при оз. Арык-Балык (ст. Арык-Балыкская), вниз по течению р. Бабык-Бурлук (ст. Нижне-Бурлукская), вниз по течению р. Акан-Бурлук (ст. Акан-Бурлукская). 17-19 партий в начале октября были размещены для перезимовки в станицах 3 полка:Болыпевознесенской, Боголюбовской, Надеждиной, Новокаменской, Новобишкульской. Всего же в течение 1849 г. в войско переселилось 459 семей (2 166 душ обоего пола).
В 1850 г. в войско прибыли переселенцы из Старобельского округа Харьковской губернии (Старобельской волости деревень Старобельской, Покровки, Сотенской, Лиманской) - 146 семей (1 255 чел.). Маршрут следования: Старобельск - Воронеж - Липецк -Тамбов - Пенза - Симбирск - Самара - Оренбург - Верхнеуральск - Троицк - ст. Алабугская. Следуя двумя партиями (80 и 66 семей), передвигаясь исключительно на волах, они прибыли в Кокчетав в конце сентября. Переселенцы-харьковчане были направлены как в уже существовавшие поселения, так и в новые станицы (Щученскую, Чалкарскую, Имантавскую, Зерендинскую, Верхне-Бурлукскую, Якши-Янгизставскую),Последние партии переселенцев были направлены в район новых кокчетавских стариц; в мае 1851 г. Все 6 партий формировались из крестьян Кузнецкого округа Саратовской губернии (Кузнецко-Хвалынского уезда Бариновской волости деревень Телятниковой, Давыдовки, Кочетовки; Староандреевской волости деревень Алеево, Погорелого Чирчима). Переселенцы 1851 г. (199 семей - 1 949 чел.) распределялись по всем кокчетавским поселениям. .
Этнический состав переселенцев был самым разнообразным: среди них были русские, украинцы, мордва, поволжские татары. Интересен тот факт, что переселенцы пяти партий из Новрузенского округа Саратовской губернии (1849 г.) были исключительно украинцы (Шквиря, Ребро, Баргуль, Лимаренко, Порох, Гайворонский, Полиенко, Гонаго, Тертышный, Подольский и др.). Можно предположить, что это были потомки переселенных в 1730-1740 гг. в Поволжье в район Царицынской и Оренбургской линий малороссийских казаков, позже зачисленных в «гражданское состояние». Татары, полностью составлявшие 4-ю партию (264 чел.), были компактно размещены в ст. Имантавской.
Основываясь на анализе списков переселенцев, можно отметить, что их семьи в большинстве своем были представлены так называемыми малыми семьями, хотя в каждой партии нераздельные семьи - отцовские (деды-сыновья-внуки; отцы-женатые сыновья) и братские (женатые братья; дядья с взрослыми племянниками) - составляли от 15 до 40 %.
Из прибывших в новые кокчетавские станицы линейных казаков и крестьян-переселенцев 6 сентября 1850 г. был сформирован 10-й полк, командование которым было поручено войсковому старшине Казачинину. 2 декабря 1851 г. полк был переименован и назван «Сибирским линейным казачьим конным № 1 полком». Так было положено начало истории самого славного полка Сибирского казачьего войска.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Всем Привет!
Сам с Арык-Балыка, Емельянов.
1. Насчёт восстания. В советское время, примерно в 1982-1989г., в школе накануне 7 Ноября всегда была минута молчания, посвящённая погибшим в те годы комунистам-большевикам. Их имена , как положено, пионеры клялись помнить вечно. Посвящённый им памятник находится прям возле школы. Но имён на нём вроде бы нет. Далее, в Арыке в народе ходит предание-воспоминание о последней битве, которая состоялась на пологой сопке между Лобаново и Имантавом, где наших повстанцев разбили и уцелевшие ушли по косе.(По крайней мере в моей родне слышал это неоднократно.) Бабушка Сковоровская из села Имантау,( до 1999 жила по Советской, сейчас не знаю) рассказывала, что порубили тогда наших сильно, хоронили по частям, опознать могли не всех. Хоронили напротив Имантавской школы, где раньше была церковное кладбище при церкви, потом пустырь, когда церкву снесли/сожгли, потом стройка, а сейчас вроде она стоит заброшенная. И тоже упоминала о том, что некоторые ушли по косе, дошли до Китая, и кто то даже возращался в 50-ие посмотреть родной Имантав. Только вот в цитате, с которой началось обсуждение, речь идёт о марте, т.е. лёд на озере, а по косе озеро переходить есть смысл только летом. Сейчас кстати её вроде размыло, т.е. переход уже не возможен.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
В этническом отношении особое место среди всех частей войсковой территории занимал Кокчетавский уезд. Его казачье население представляло собой достаточно сложную полиэтническую общность: ее треть составляли русские, украинцы – 29 %, белорусы – 14,3 %, мордва – 19,4 %, татары – 3,4 %, чуваши – 0,7 %. В здешних казачьих поселениях русские не доминировали. Поэтому темпы естественных ассимиляционных процессов, протекавших в рамках иноэтнических групп, не были высокими и зависели от ряда факторов: отсутствия насильственной русификации, численности этнических групп, компактности проживания, возможности заключать моноэтнические браки. Более высокими темпами происходила ассимиляция чувашей и белорусов. Относительно многочисленные по сравнению с ними украинцы и мордва, воспринимая элементы материальной и духовной культуры русских, сохраняли свою этническую идентичность. Этническая обособленность казаков-татар подкреплялась их иноконфессиональностью.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Гость
- Посетитель
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- petr ilyin
- Не в сети
- Новый участник
- Сообщений: 5
- Спасибо получено: 0
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Г. Городецкий
- Посетитель
В 1807 году, после указа Александра I о прощении всех бывших участников восстания Степана Разина и Пугачевского бунта, запрете какого-либо преследования, как самих участников, так и их потомков, Арык-Балыкская, как и ряд других приишимских станиц, вошла в состав Сибирского линейного казачьего войска и была включена в состав первого военного отдела. 14 августа 1809 года первый военный отдел Сибирского линейного казачьего войска получил знамя (бунчук). Оно состояло из двух горизонтальных полос тёмно-красного и зелёного цветов. В середине изображался Георгиевский крест с сиянием.
На протяжении 19 века Арык-Балыкская неоднократно укреплялись военными поселенцами, происхождение которых было весьма разнородным, но общее число военных поселенцев было не очень велико. Одну из самых значительных групп военных поселенцев (12 человек) составили участники польского восстания 1864 года. В 1903 году в станице было 152 дома, из них 46 принадлежало военным поселенцам и их потомкам. Самые родовитые и зажиточные, из потомственных казаков, были приписаны к 1 полку Сибирского линейного казачьего войска, остальные, в том числе и все военные поселенцы, к 10 полку.
В заключение хотелось бы добавить, что в недрах архивов посольского приказа был обнаружен один любопытный документ который косвенно подтверждает, тот факт, что станица Арык-Балыкская могла быть основана в смутные времена. В этом документе 1595 года, времен царствования Федора Иоановича, упоминается в частности, что дъяк посолького приказа Феофан не смог вручить верительную грамоту атаману низовых казаков Афанасию Савостьянову, в связи с тем, что тот с ватагой ушел далеко на восток в некое Синегорье, где обосновался в местах богатых рыбой и зверем.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Г. Городецкий
- Посетитель
Относительно донского атамана Афанасия Савостьянова информация достоверна, но не факт, что этот атаман имеет какое-либо отношение к Вашей станице. Если судить объективно, то вероятнее всего нет.
Неизвестно какую местность в конце 16 века на Дону называли Синегорьем...
Это практически ничем не обоснованная гипотеза, кроме асоциации КокчеТау - СинеГорье, и озвученным П.П.Семеновым-Тян-Шанским желании Арык-Балыкских казаков в начале 20 века придать древность своей родной станице.
К сожалению никогда не был в Ваших краях и маловероятно, что когда-нибудь там окажусь. Судя по фотографиям, места красивые, особенно понравился вид на остров Казачий.
С уважением,
Георгий Городецкий
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Г.Городецкий
- Посетитель
Тема моей работы. "Влияние сарматской этнокультуры на этногенез казачества."
В Вашу станицу в 1864 году был сослан на военное поселение один из видных участников польского восстания, ясновельможный пан, лишенный дворянства и поместий, Ежи Городецкий. По Вашему Ежи - это Егор (Георгий). Мне Ежи приходится далеким родственником и назвали меня в его честь. К сожалению, по данным переписей населения, мне не удалось обнаружить каких-либо следов Городецских в Вашей станице. По-видимому, эта ветвь нашего рода угасла.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Георгий Городецкий
- Посетитель
Нет смысла искать в более поздние времена. Архив города Кокчетав для меня недоступен и практически недосягаем. Проверял итоги переписи 1897 года две недели назад, когда был в Хельсинки. Благо там в публичной библиотеке ко всем историческим материалам по царской России можно получить доступ. У нас в Варшаве мало что сохранилось, большинство документов погибло в огне мировых войн.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Гость
- Посетитель
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.