- Вы здесь:
- Главная /
- Форум /
- Саумалколь и Айыртауский район /
- Населённые пункты /
- Гусаковка /
- Малороссы
Малороссы
11 года 7 мес. назад #282
от GVA
…..Губернии Полтавская, Черниговская, Киевская, Волынская и Подольская составляют то, что мы привыкли считать Малороссией, хотя малорусским народом населены и другие смежные губернии, например: Курская, Харьковская, Воронежская, Екатеринославская, но последние заселены были гораздо позднее. Ядром же Малороссии нужно считать именно первые пять губерний.
…образ жизни малоросса самый простои, хотя и не лишен тех удобств, которых не встречается у велико¬русского крестьянина. Малороссийская деревня издали кажется каким-то обширным садом: так много в ней зелени; и только кое-где выглядывают белые хатки, да синяя струйка дыма свидетельствует о том, что это не сад и не роща. Самая маленькая деревня не бывает так вытянута в линию, как великорусская, а наоборот, разбросана в разные стороны и вследствие этого имеет не одну улицу, а несколько. Въезжая в улицу, вы почти не видите хат,—они все попрятались в зелени,а видите плотные плетни, за которыми зреют вишни, выглядывают громадные цветы подсолнухов и яркие, пестрые маки. Кое-где встречаются колодцы с стремящимся вверх „журавлем" и стоящими рядом выдолбленными колодами для водопоя, около которых в грязи в приятной дремоте валяются свиньи. Словом, вы едете не по ши¬рокой мертвой и голой деревенской улице Московской губ., где избы, зачастую полуразвалившиеся, грязные, темные, смотрят на вас печально во всей своей бедной наготе, а по улице, где всюду чувствуется домовитость, опрятность, обилие, жизнь.
Войдя во двор, вы и тут увидите порядок, удобство и чистоту. Двор у малоросса не то, что у великоросса, у которого под одной крышей с избой темно и грязно. Это двор довольно обширный, на котором выстроенными отдельно стоят хлев для скота, „клуня", где хранится сено, овес и разные земледельческие орудия, и, наконец, чистая, опрятная хата, тщательно выбеленная и своеобразно покрытая соломой. Переступив порог хаты, вы сначала попадете в просторные сени, через которые проходите в самое жилье малоросса. Это— небольшая, низенькая комната с маленькими окнами, выходящими в сад или огород, с глиняным полом, чисто выметенным, настолько чисто, что если уроните иглу, то без труда найдете ее, с огромной выбеленной печью, которая занимает весь левый задний угол, и с правым передним углом, где по стенам развешаны иконы, покрытые всегда белым вышитым чистым „рушником" (полотенцем); под иконами в этом углу устроены лавки, а перед ними стоит стол; весь левый передний угол от печки до стены занят деревянными нарами, на которых спят.
Но не только у малоросса жилище удобнее и лучше, чем у его северного брата, но и в пище у него больше чувствуется достатка и разнообразия.
…образ жизни малоросса самый простои, хотя и не лишен тех удобств, которых не встречается у велико¬русского крестьянина. Малороссийская деревня издали кажется каким-то обширным садом: так много в ней зелени; и только кое-где выглядывают белые хатки, да синяя струйка дыма свидетельствует о том, что это не сад и не роща. Самая маленькая деревня не бывает так вытянута в линию, как великорусская, а наоборот, разбросана в разные стороны и вследствие этого имеет не одну улицу, а несколько. Въезжая в улицу, вы почти не видите хат,—они все попрятались в зелени,а видите плотные плетни, за которыми зреют вишни, выглядывают громадные цветы подсолнухов и яркие, пестрые маки. Кое-где встречаются колодцы с стремящимся вверх „журавлем" и стоящими рядом выдолбленными колодами для водопоя, около которых в грязи в приятной дремоте валяются свиньи. Словом, вы едете не по ши¬рокой мертвой и голой деревенской улице Московской губ., где избы, зачастую полуразвалившиеся, грязные, темные, смотрят на вас печально во всей своей бедной наготе, а по улице, где всюду чувствуется домовитость, опрятность, обилие, жизнь.
Войдя во двор, вы и тут увидите порядок, удобство и чистоту. Двор у малоросса не то, что у великоросса, у которого под одной крышей с избой темно и грязно. Это двор довольно обширный, на котором выстроенными отдельно стоят хлев для скота, „клуня", где хранится сено, овес и разные земледельческие орудия, и, наконец, чистая, опрятная хата, тщательно выбеленная и своеобразно покрытая соломой. Переступив порог хаты, вы сначала попадете в просторные сени, через которые проходите в самое жилье малоросса. Это— небольшая, низенькая комната с маленькими окнами, выходящими в сад или огород, с глиняным полом, чисто выметенным, настолько чисто, что если уроните иглу, то без труда найдете ее, с огромной выбеленной печью, которая занимает весь левый задний угол, и с правым передним углом, где по стенам развешаны иконы, покрытые всегда белым вышитым чистым „рушником" (полотенцем); под иконами в этом углу устроены лавки, а перед ними стоит стол; весь левый передний угол от печки до стены занят деревянными нарами, на которых спят.
Но не только у малоросса жилище удобнее и лучше, чем у его северного брата, но и в пище у него больше чувствуется достатка и разнообразия.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
11 года 4 мес. назад - 11 года 4 мес. назад #9211
от GVA
GVA ответил в теме Ответ на: Малороссы
Украинцы в России!
Слово «украинцы» впервые появилось в конце XII в. Оно обозначало жителей степной «окраины» Руси, а к XVII в. так стали именовать в основном население Среднего Поднепровья,
Под властью католической Польши украинцы, православные по вероисповеданию, терпели религиозные притеснения и потому бежали в Слободскую Украину.
Немало их оказалось в Запорожской Сечи — своеобразной республике украинского казачества. В 1654 г. Левобережная Украина объединилась с Россией, получив в её составе автономию. Однако во второй половине XVIII в., после присоединения Правобережной Украины, царское правительство резко ограничило самостоятельность украинских земель и ликвидировало Запорожскую Сечь.
После русско-турецких войн конца XVIII в. к России были присоединены Северное Причерноморье и Приазовье. Новые территории получили название Новороссии; их заселили преимущественно украинцы. Тогда же в состав Российской империи и вошла Правобережная Украина, а в первой трети XIX в. — Бессарабия и устье Дуная (здесь тоже возникли украинские колонии).
Сейчас из 45 с лишним миллионов украинцев более 37 млн. проживает на Украине и свыше 4 млн. в России, где они являются вторым по численности славянским народом страны. В России украинцы живут главным образом в русско-украинском пограничье, а также в центральных областях, на Урале,
в Западной Сибири; немало украинцев и на Дальнем Востоке. В смешанных русско-украинских районах их часто называют хохлами — из-за традиционного хохла на голове. Поначалу прозвище считалось обидным, но со временем стало привычным и даже употребляется как самоназвание. Один из этнологов приводит такое высказывание жителя Белгородской губернии: «Мы русские, только хохлы, перевертни». И в самом деле, в России идёт быстрая ассимиляция украинцев. В 1989 г. лишь 42 % российских украинцев назвало родным языком украинский, владело же им и того меньше — 16 %. Больше всего обрусели городские жители; часто об их украинских корнях говорят только фамилии: Безбородко, Палей, Серошапко, Корниенко и др.
В то же время многие украинцы России, даже в той или иной мере обрусевшие, сохраняют некоторые традиции родной культуры. Их дома в сёлах легко узнать по глиняной обмазке стен. На украинце часто можно увидеть традиционную рубаху — с прямым разрезом ворота и обильной вышивкой. Конечно, в наши дни они одеваются на современный городской лад, однако по праздникам старики, а часто и молодые надевают национальную одежду. Традиционный мужской костюм украинцев имеет большое сходство с другими восточнославянскими - русским и белорусским. Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и шерстяные или суконные штаны.
Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах ее ношения, цветовом декоре, украшениях.
Обувь украинцев - как мужская, так и женская, изготовлялась из кожи, которую изначально не шили, а закладывали складками, морщили, привязывая к ногам длинной веревкой. Отсюда и название - морщуни, морщенцi, постоли, ходаки.
У российских украинцев хорошо сохранились традиции народной кухни. Популярны мучные блюда и изделия: круглый или овальный дрожжевой хлеб («паляница», «хлибина»), лепёшки («коржи», «налисники»), блины, оладьи, пироги, лапша, галушки, вареники с творогом, картошкой, вишней. На Рождество и Новый год пекут «калач», при встрече весны — «жаворонки», на свадьбе — «шишки» и т. д. В ходу всевозможные каши и нечто среднее между кашей и супом — «кулиш» из пшена и картофеля, заправленный луком и салом. Из супов украинцы больше всего любят борщ из различных овощей и часто круп; из молочных продуктов — «варенец» (заквашенное топлёное молоко) и «сыр» (подсоленный творог). Мясом украинцы в отличие от русских называют только свинину. Распространены голубцы, холодец, домашняя колбаса, фаршированная кусочками свинины. Любимые напитки — травяной чай, компот из сушёных фруктов («узвар»), различные виды кваса; хмельные - брага, медовуха, наливки и настойки. Многие украинские блюда (борщ, вареники, варенец и др.) получили признание у соседних народов, а сами украинцы заимствовали такие кушанья и напитки, как щи и кумыс.
Семейный и общественный быт российских украинцев лишён своеобразия. Он повсеместно обнаруживает черты городского образа жизни и отличается демократическими порядками. Один из показателей этого — большое количество национально-смешанных семей: украинско-русских, украинско-белорусских, украинско-башкирских и т. д. Однако некоторые обычаи до сих пор живы. Например, на украинской свадьбе в России можно встретить обычай «вити гильце» — в свадебный каравай втыкают украшенную цветами и цветными лентами ветку или деревце.
Отчасти сохраняются традиции богатой украинской духовной культуры, в особенности народной. Многие из них связаны с календарными и семейными праздниками, скажем рождественским колядованием, свадебным величанием и т. п. Украинцы любят песни, в частности лирические и шуточные, а также (особенно казаки) военно-исторические.
Возникновение независимого украинского государства в 90-х гг. XX в. дало толчок к возрождению национального самосознания не только на самой Украине, но и у украинцев в России. Создаются культурные общества, фольклорные ансамбли, ставится вопрос об открытии украинских школ. : ukrhatka.narod.ru/ukrvrossii.html
Слово «украинцы» впервые появилось в конце XII в. Оно обозначало жителей степной «окраины» Руси, а к XVII в. так стали именовать в основном население Среднего Поднепровья,
Под властью католической Польши украинцы, православные по вероисповеданию, терпели религиозные притеснения и потому бежали в Слободскую Украину.
Немало их оказалось в Запорожской Сечи — своеобразной республике украинского казачества. В 1654 г. Левобережная Украина объединилась с Россией, получив в её составе автономию. Однако во второй половине XVIII в., после присоединения Правобережной Украины, царское правительство резко ограничило самостоятельность украинских земель и ликвидировало Запорожскую Сечь.
После русско-турецких войн конца XVIII в. к России были присоединены Северное Причерноморье и Приазовье. Новые территории получили название Новороссии; их заселили преимущественно украинцы. Тогда же в состав Российской империи и вошла Правобережная Украина, а в первой трети XIX в. — Бессарабия и устье Дуная (здесь тоже возникли украинские колонии).
Сейчас из 45 с лишним миллионов украинцев более 37 млн. проживает на Украине и свыше 4 млн. в России, где они являются вторым по численности славянским народом страны. В России украинцы живут главным образом в русско-украинском пограничье, а также в центральных областях, на Урале,
в Западной Сибири; немало украинцев и на Дальнем Востоке. В смешанных русско-украинских районах их часто называют хохлами — из-за традиционного хохла на голове. Поначалу прозвище считалось обидным, но со временем стало привычным и даже употребляется как самоназвание. Один из этнологов приводит такое высказывание жителя Белгородской губернии: «Мы русские, только хохлы, перевертни». И в самом деле, в России идёт быстрая ассимиляция украинцев. В 1989 г. лишь 42 % российских украинцев назвало родным языком украинский, владело же им и того меньше — 16 %. Больше всего обрусели городские жители; часто об их украинских корнях говорят только фамилии: Безбородко, Палей, Серошапко, Корниенко и др.
В то же время многие украинцы России, даже в той или иной мере обрусевшие, сохраняют некоторые традиции родной культуры. Их дома в сёлах легко узнать по глиняной обмазке стен. На украинце часто можно увидеть традиционную рубаху — с прямым разрезом ворота и обильной вышивкой. Конечно, в наши дни они одеваются на современный городской лад, однако по праздникам старики, а часто и молодые надевают национальную одежду. Традиционный мужской костюм украинцев имеет большое сходство с другими восточнославянскими - русским и белорусским. Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и шерстяные или суконные штаны.
Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах ее ношения, цветовом декоре, украшениях.
Обувь украинцев - как мужская, так и женская, изготовлялась из кожи, которую изначально не шили, а закладывали складками, морщили, привязывая к ногам длинной веревкой. Отсюда и название - морщуни, морщенцi, постоли, ходаки.
У российских украинцев хорошо сохранились традиции народной кухни. Популярны мучные блюда и изделия: круглый или овальный дрожжевой хлеб («паляница», «хлибина»), лепёшки («коржи», «налисники»), блины, оладьи, пироги, лапша, галушки, вареники с творогом, картошкой, вишней. На Рождество и Новый год пекут «калач», при встрече весны — «жаворонки», на свадьбе — «шишки» и т. д. В ходу всевозможные каши и нечто среднее между кашей и супом — «кулиш» из пшена и картофеля, заправленный луком и салом. Из супов украинцы больше всего любят борщ из различных овощей и часто круп; из молочных продуктов — «варенец» (заквашенное топлёное молоко) и «сыр» (подсоленный творог). Мясом украинцы в отличие от русских называют только свинину. Распространены голубцы, холодец, домашняя колбаса, фаршированная кусочками свинины. Любимые напитки — травяной чай, компот из сушёных фруктов («узвар»), различные виды кваса; хмельные - брага, медовуха, наливки и настойки. Многие украинские блюда (борщ, вареники, варенец и др.) получили признание у соседних народов, а сами украинцы заимствовали такие кушанья и напитки, как щи и кумыс.
Семейный и общественный быт российских украинцев лишён своеобразия. Он повсеместно обнаруживает черты городского образа жизни и отличается демократическими порядками. Один из показателей этого — большое количество национально-смешанных семей: украинско-русских, украинско-белорусских, украинско-башкирских и т. д. Однако некоторые обычаи до сих пор живы. Например, на украинской свадьбе в России можно встретить обычай «вити гильце» — в свадебный каравай втыкают украшенную цветами и цветными лентами ветку или деревце.
Отчасти сохраняются традиции богатой украинской духовной культуры, в особенности народной. Многие из них связаны с календарными и семейными праздниками, скажем рождественским колядованием, свадебным величанием и т. п. Украинцы любят песни, в частности лирические и шуточные, а также (особенно казаки) военно-исторические.
Возникновение независимого украинского государства в 90-х гг. XX в. дало толчок к возрождению национального самосознания не только на самой Украине, но и у украинцев в России. Создаются культурные общества, фольклорные ансамбли, ставится вопрос об открытии украинских школ. : ukrhatka.narod.ru/ukrvrossii.html
Последнее редактирование: 11 года 4 мес. назад пользователем GVA.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
11 года 2 мес. назад #9229
от GVA
GVA ответил в теме Ответ на: Малороссы
Анализ данных 360,7 тыс. мигрантов, прибывших в регион в 1906-1912 гг. в результате Столыпинской аграрной реформы, показывает, что 80,6 % их являлись выходцами из Украины, а оставшиеся 19,4 % из юга России. Среди приехавших из Украины преобладали жители Полтавской, Харьковской, Киевской и Черниговской губерний, а из юга России - переселенцы из Воронежской, Саратовской и Самарской губерний.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Время создания страницы: 0.137 секунд