- Вы здесь:
- Главная /
- Форум /
- Саумалколь и Айыртауский район /
- Населённые пункты /
- Гусаковка /
- Церкви,молитвенные дома, часовни и священники уезда
Церкви,молитвенные дома, часовни и священники уезда
12 года 5 мес. назад #264
от GVA
GVA создал тему: Церкви,молитвенные дома, часовни и священники уезда
Храмы и приходы Кокчетавского уезда, Акмолинской области.Омск, 1914г.И.Голошубин.
Входящий, внесите свою лепту в воссоздании истории храмов Кокчетавского уезда.
Входящий, внесите свою лепту в воссоздании истории храмов Кокчетавского уезда.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
12 года 5 мес. назад - 11 года 6 мес. назад #8181
от GVA
GVA ответил в теме Ответ на: Церкви,молитвенные дома, часовни и священники уезда
Храмы и приходы г. Кокчетава на 1909-1914г.
Церковь ст.Кокчетавской построена в 1850г.,престол один, в честь святого великомученика Георгия, освящена 26.11.1851г.Вначале построена на горе, а затем в 1875г. она была перенесена на площадь и вновь освящена 11.01.1876г.
Селения прихода:
1) ст. Кокчетавской
поселки:
2)Алексеевское
3)Курапатинское,
4)Сухотинское,
5)Виноградовское
В1910г.открыты приходы в с.Алексеевском и Сухотинском.
Михаило-Архангельская церковь, построена в 1896г. и освящена в 06.06.1896г.Престол один, в честь святого Арх.Михаила.
Селения прихода:
1)г.Кокчетав
Поселки:
2) Ивановское
3)Трофимовкое
4)Терновское,
Церковь ст.Кокчетавской построена в 1850г.,престол один, в честь святого великомученика Георгия, освящена 26.11.1851г.Вначале построена на горе, а затем в 1875г. она была перенесена на площадь и вновь освящена 11.01.1876г.
Селения прихода:
1) ст. Кокчетавской
поселки:
2)Алексеевское
3)Курапатинское,
4)Сухотинское,
5)Виноградовское
В1910г.открыты приходы в с.Алексеевском и Сухотинском.
Михаило-Архангельская церковь, построена в 1896г. и освящена в 06.06.1896г.Престол один, в честь святого Арх.Михаила.
Селения прихода:
1)г.Кокчетав
Поселки:
2) Ивановское
3)Трофимовкое
4)Терновское,
Последнее редактирование: 11 года 6 мес. назад пользователем GVA.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
12 года 5 мес. назад #8187
от otetz
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
12 года 5 мес. назад - 12 года 5 мес. назад #8188
от otetz
Последнее редактирование: 12 года 5 мес. назад пользователем otetz.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
12 года 5 мес. назад #8192
от GVA
GVA ответил в теме Ответ на: Церкви,молитвенные дома, часовни и священники уезда
Продолжать выкладывать сведения по приходам на 1909-1914г.нет смысла,так-как есть ссылка на книгу И.Голошубина. В Акмолинском архиве г.Кокчетава есть не менее интересные сведения о храмах Кокчетавского уезда на 1925г.
Фонд№54 оп.1.д.187 «Список зарегистрированных религиозных общин Кокчетавского уезда» на 1925г.
Фонд 54 оп.1 д189 «Списки и анкеты священослужителей 1925-1926г.»
В Омском архиве есть дело:Фонд.№16 оп1.д.151 «Сведения о приходах Омской духовной консистории» 1913г-1914г. на 715л.Дело в 3-х томах. Очевидно И.Голошубин, писал свою книги из указанного источника.
Фонд№54 оп.1.д.187 «Список зарегистрированных религиозных общин Кокчетавского уезда» на 1925г.
Фонд 54 оп.1 д189 «Списки и анкеты священослужителей 1925-1926г.»
В Омском архиве есть дело:Фонд.№16 оп1.д.151 «Сведения о приходах Омской духовной консистории» 1913г-1914г. на 715л.Дело в 3-х томах. Очевидно И.Голошубин, писал свою книги из указанного источника.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
12 года 5 мес. назад #8196
от GVA
GVA ответил в теме Ответ на: Церкви,молитвенные дома, часовни и священники уезда
По состоянию на 1914г. в Кокчетавском уезде было 63 религиозных учреждения , а в 1925г. их насчитывалось 110 согласно вышеуказанному фонду №54 оп.1.д.187.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
11 года 11 мес. назад #8958
от GVA
GVA ответил в теме Ответ на: Церкви,молитвенные дома, часовни и священники уезда
Тобольская Епархия «Описание церквей и монастырей». г. Омск , 1892г.ч 2 вып.4
Приписная к Арык-Балыкской в пос.Нижне-Бурлукском деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы сгорела 20.07.1879г., вместо которой 05.10.1887г. заложена новая таковая же и освящена в прежнее наименование 28.09.1889г.
В станице Аккан-Бурлукской деревянный на каменном фундаменте храм во имя святителя и Чудотворца Николая построена с высочайшего разрешения, вместо бывшего молитвенного дома, в 1867г.
Приписная к ней в поселке Якши-Янгиставском деревянная на каменном фундаменте церковь во имя Архистратига Божьего Михаила заложена по плану и фасаду от 29 марта 1871г. и построена в 1877г.
Приписная к Арык-Балыкской в пос.Нижне-Бурлукском деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы сгорела 20.07.1879г., вместо которой 05.10.1887г. заложена новая таковая же и освящена в прежнее наименование 28.09.1889г.
В станице Аккан-Бурлукской деревянный на каменном фундаменте храм во имя святителя и Чудотворца Николая построена с высочайшего разрешения, вместо бывшего молитвенного дома, в 1867г.
Приписная к ней в поселке Якши-Янгиставском деревянная на каменном фундаменте церковь во имя Архистратига Божьего Михаила заложена по плану и фасаду от 29 марта 1871г. и построена в 1877г.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
11 года 5 мес. назад #9138
от GVA
GVA ответил в теме Ответ на: Церкви,молитвенные дома, часовни и священники уезда
"Омские епархиальные ведомости 1908г." №16
Из 2-го округа степных церквей Кокчетавского уезда, и.д.благочинного, священника Константина Плотникова выделено особое 5-е благочиние, в состав коего вошли следующие церкви:
1.Кривоозерная
2.Ново-Покровская
3.Мариинская
4.Коноваловская
5.Ольгинская
6.Казанская
7.Никольская
8.Андреевская
9.Гавриловская
10.Федоровская
11.Чистопольская
12.Лавровская
И.д.благочинного 5-го округа назначен священник село-Казанской церкви Сергей Прозоров.
Из 2-го округа степных церквей Кокчетавского уезда, и.д.благочинного, священника Константина Плотникова выделено особое 5-е благочиние, в состав коего вошли следующие церкви:
1.Кривоозерная
2.Ново-Покровская
3.Мариинская
4.Коноваловская
5.Ольгинская
6.Казанская
7.Никольская
8.Андреевская
9.Гавриловская
10.Федоровская
11.Чистопольская
12.Лавровская
И.д.благочинного 5-го округа назначен священник село-Казанской церкви Сергей Прозоров.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
10 года 7 мес. назад #9368
от GVA
GVA ответил в теме Ответ на: Церкви,молитвенные дома, часовни и священники уезда
Публикация сайта «Союз Православных Граждан Казахстана»
Выписка из публикации "О Возрождении православных приходов в Казахстане".
На 1945-50-е годы насчитывалось 19 незарегистрированных православных приходов в Казахстане. Частичный пересмотр политики советского государства по отношению к церкви в 1944г. сказывался в первую очередь на количество открываемых и закрываемых приходов, то есть второе преобладало над первым, количество действующих храмов и служащего духовенства ежегодно сокращалось. Епископы, духовенство, верующий народ пытались бороться за сохранение храмов.
Была установлена своеобразная квота: в столицах союзных республик, городах и населением свыше 1 млн. 2-3 храма, в областных не более 2, в городах областного подчинения 1, в районных центрах и посѐлках 1 на 5,6 районов. Но тем не менее 5 августа 1948 года православной общине г. Кокчетава передали старое церковное здание с условием переноса его на новое место, но на половине произведенных работ облисполком запретил их завершение и потребовалось вмешательство Святейшего Патриарха Алексия первого чтобы успешно завершить реконструкцию.
Заявления от верующих об открытии храмов продолжали поступать во всесоюзный, так и в республиканский советы по делам религий, но уже в 1948 – 50 годах это решалось положительно далеко не часто. За это время открыто всего три 77 храма: в Петропавловском благочинии, второй в старинной казачьей станице Пресновской Северо-Казахстанской области и селе Свинцовка. Из музея г.Петропавловска также безвозмездно как и во многих других местах власти передали церковное имущество вплоть до архиерейского облачения.
Положение о Православной Церкви, принятое в 1945 году было явно не совместимо с советским законодательством о религии и церкви, действовавшим в 1918 по 1936 годы. То, что Сталин и его приемники согласились на это Положение, порождало надежды, что законодательство о религии будет в ближайшем будущем пересмотрено, и что новое положение Церкви будет признано де-юре. Но этого не произошло, и Церковь в советский период так и не была признана юридическим лицом. Таким образом, все новые права, дарованные церкви в 1943 – 1945 годах, могли быть в любую минуту отобраны.
Церковь так и не получила права собственности на церковные здания, которые всѐ ещѐ должны были арендоваться у государства двадцатками; здание сдавалось бесплатно, но облачалось неимоверным максимальным налогом.
Православное просвещение нового поколения в Казахстане, как и повсюду, вплоть до конца80-х годов проводилось исключительно родителями в домашних условиях, и только с совершеннолетием молодого человека или девушки пполучали некоторые знания от духовного отца или иного высокообразованного пастыря.
В начале 50-х годов продолжало расти число верующих. Храмы были переполнены. Как и в дореволюционные годы крестили исключительно младенцев, крещение взрослых, венчания проводились очень редко. Ввиду отсутствия храмов в большинстве сѐл и районных центров было введено заочное отпевание и многие верующие могли отпеть погибших на фронте воинов. Действующих приходов в столице КазССР да и на периферии не хватало.
В это же время начался печальный процесс закрытия приходских храмов.
В открытии приходов в населѐнных пунктах Советом министров СССР были введены жѐсткие ограничения. В Ленинграде функционировало 6 приходов, в городах с населением около 1 миллиона: Горький, Краснодар и др., в столицах союзных республик по 2-3 прихода, в областных центрах не более 2, в районных по одному на два, три района, и крайне редко в сельской глубинке. Исключение составляла сама Москва в послевоенные годы открытая для иностранцев. Алма-Ата являлась столицей крупнейшей союзной республикой и только по этой причине в 1949 годы в ней открыли третий приход Покровский, первый его настоятель протоиерей Михаил Дунаев, его сменил иеромонах Евстафий (Сафран).
7 июля 1954 года вышло постановление ЦК КПСС под названием « О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах еѐ улучшения». Хотя по постановлению в «крупных недостатках атеистической пропаганды» повинны местные партийные организации, для внимательного читателя было ясно, что здесь подвергнута жѐсткой критике та линия в отношениях с Церковью, которую проводили И.Сталин с 1943 года.
В 1956 году в Казахстане функционировало 55 приходов: 7 в Алма-Атинской области, 3 в Талды-Курганской, 3 в Семипалатинской, по одному в Усть-Каменогорской и Павлодаре, по 5 приходов в Карагандинской и Кустанайской, по 1 в Акмоле и Гурьеве, 3 в Уральской, 4 в Южно-Казахстанской, 4 в Джамбульской областях. Зарегистрировано 103 священнослужителя: 1 архимандрит, 1 игумен, иеромонахов – 6, протоиереев 29, священников -48, протодиаконов - 3, диаконов 3.
С началом «хрущѐвских» гонений на церковь, концом «сталинской оттепели». Число приходов в Казахстане понизилось с 60 до 57. Особенно пострадали при Хрущѐве монастыри. Количество монастырей сократилось с 90 в середине 50 годов до 18 спустя десятилетие. Многие монахи уходили в леса и горы, создавали тайные скиты. В горах под г. Алма-Атой в 60-е годы существовал тайный монашеский скит.
27 апреля 1956 года епископ Иосиф(Чернов) получил разрешение от властей и приступил к служению в качестве настоятеля Михаило-Архангельского храма в г. Кокчетаве. 12.11.1956 года назначен епископом Петропавловским викарием Казахстанской епархии. 25.08.1958года возведѐн в сан архиепископа.
С 1961 года борьба с религией ставилась партийной верхушкой в самый центр своих идеологических задач. Путь к скорейшему искоренению религии в Советской стране, по замыслу гонителей Церкви, лежал через массовое закрытие приходов. При этом новые, утверждѐнные»сверху» двадцатки, почти не оказывая сопротивления, самораспускались и подавали заявления о снятии религиозной общины с регистрации.
Из отчѐта уполномоченного по делам религии по КазССР за 1964 год известно: «Максимальное количество действующих православных церквей в республике зарегистрировано 62. За период 1960-1964 годы в связи с проведением ряда мероприятий 9 церквей было закрыто; Успенская в г.Джамбуле снесена. Таким образом, на 1 января 1964 года действуют 54 церкви. Служителей культа за эти годы сократилось на 29 человек.
И в данное время состоят на регистрации 87 человек, в том числе: 1 архиерей, 69 священников, 17 диаконов. Общая численность посещаемости церквей ориентировочно 70-80 тысяч прихожан. На территории Казахстана 9 благочинеских округов».3
К концу 1965 года количество действующих храмов сократилось до 47, а священнослужителей до 82.
Официально церковь, отделѐнная от государства, не облагалась налогом, платили лишь за аренду зданий, земли и коммунальные услуги, но на самом деле община, как и отдельные священнослужители ежегодно перечисляли огромные суммы в пресловутый «Советский фонд мира», то есть на помощь «братским, коммунистическим и рабочим партиям». На республиканском совещании партийного и советского актива, проводившегося 17-25 августа 1966 года в городе Алма-Ате был отмечен немалый вклад Казахстанской епархии в упомянутые акции.1
На ноябрь 1983 года в Алма-Атинской и Казахстанской епархии в 53 приходах совершали пастырское служение 79 священников и 9 диаконов, всего 88 священнослужителей. За штатом находилось 10 священнослужителей. Ежегодно из средств Алма-Атинского епархиального управления перечислялось на содержание Московской патриархии 125000 рублей, а в Фонд мира 50000 рублей на охрану памятников архитектуры 30000 рублей.
«Наши предки с любовью восприняли Православную веру и подвигу духовной миссии они отдали лучшие годы своей жизни. Вот незаметно приближается знаменательный юбилей нашей Церкви – 1000-летие Крещения Руси (988-1988)
В связи с переносом столицы республики Казахстан в город Астану в 1998 году епархия стала называться Астанайско-Алма-Атинской.
В Рождественском послании 2003/2004 г. Высокопреосвященного митрополита Мефодия особо подчѐркнуто: «Каждый народ имеет своѐ религиозное призвание. И если он уклоняется от него, то неизбежно теряет своѐ лицо, становится безликой массой в сообществе с другими или в одиночку. И потому верой и правдой должны мы служить Отечеству нашему земному и Небесному, каждый в чине и звании, в котором призван Господом».
www.spgk.kz
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail:
Выписка из публикации "О Возрождении православных приходов в Казахстане".
На 1945-50-е годы насчитывалось 19 незарегистрированных православных приходов в Казахстане. Частичный пересмотр политики советского государства по отношению к церкви в 1944г. сказывался в первую очередь на количество открываемых и закрываемых приходов, то есть второе преобладало над первым, количество действующих храмов и служащего духовенства ежегодно сокращалось. Епископы, духовенство, верующий народ пытались бороться за сохранение храмов.
Была установлена своеобразная квота: в столицах союзных республик, городах и населением свыше 1 млн. 2-3 храма, в областных не более 2, в городах областного подчинения 1, в районных центрах и посѐлках 1 на 5,6 районов. Но тем не менее 5 августа 1948 года православной общине г. Кокчетава передали старое церковное здание с условием переноса его на новое место, но на половине произведенных работ облисполком запретил их завершение и потребовалось вмешательство Святейшего Патриарха Алексия первого чтобы успешно завершить реконструкцию.
Заявления от верующих об открытии храмов продолжали поступать во всесоюзный, так и в республиканский советы по делам религий, но уже в 1948 – 50 годах это решалось положительно далеко не часто. За это время открыто всего три 77 храма: в Петропавловском благочинии, второй в старинной казачьей станице Пресновской Северо-Казахстанской области и селе Свинцовка. Из музея г.Петропавловска также безвозмездно как и во многих других местах власти передали церковное имущество вплоть до архиерейского облачения.
Положение о Православной Церкви, принятое в 1945 году было явно не совместимо с советским законодательством о религии и церкви, действовавшим в 1918 по 1936 годы. То, что Сталин и его приемники согласились на это Положение, порождало надежды, что законодательство о религии будет в ближайшем будущем пересмотрено, и что новое положение Церкви будет признано де-юре. Но этого не произошло, и Церковь в советский период так и не была признана юридическим лицом. Таким образом, все новые права, дарованные церкви в 1943 – 1945 годах, могли быть в любую минуту отобраны.
Церковь так и не получила права собственности на церковные здания, которые всѐ ещѐ должны были арендоваться у государства двадцатками; здание сдавалось бесплатно, но облачалось неимоверным максимальным налогом.
Православное просвещение нового поколения в Казахстане, как и повсюду, вплоть до конца80-х годов проводилось исключительно родителями в домашних условиях, и только с совершеннолетием молодого человека или девушки пполучали некоторые знания от духовного отца или иного высокообразованного пастыря.
В начале 50-х годов продолжало расти число верующих. Храмы были переполнены. Как и в дореволюционные годы крестили исключительно младенцев, крещение взрослых, венчания проводились очень редко. Ввиду отсутствия храмов в большинстве сѐл и районных центров было введено заочное отпевание и многие верующие могли отпеть погибших на фронте воинов. Действующих приходов в столице КазССР да и на периферии не хватало.
В это же время начался печальный процесс закрытия приходских храмов.
В открытии приходов в населѐнных пунктах Советом министров СССР были введены жѐсткие ограничения. В Ленинграде функционировало 6 приходов, в городах с населением около 1 миллиона: Горький, Краснодар и др., в столицах союзных республик по 2-3 прихода, в областных центрах не более 2, в районных по одному на два, три района, и крайне редко в сельской глубинке. Исключение составляла сама Москва в послевоенные годы открытая для иностранцев. Алма-Ата являлась столицей крупнейшей союзной республикой и только по этой причине в 1949 годы в ней открыли третий приход Покровский, первый его настоятель протоиерей Михаил Дунаев, его сменил иеромонах Евстафий (Сафран).
7 июля 1954 года вышло постановление ЦК КПСС под названием « О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах еѐ улучшения». Хотя по постановлению в «крупных недостатках атеистической пропаганды» повинны местные партийные организации, для внимательного читателя было ясно, что здесь подвергнута жѐсткой критике та линия в отношениях с Церковью, которую проводили И.Сталин с 1943 года.
В 1956 году в Казахстане функционировало 55 приходов: 7 в Алма-Атинской области, 3 в Талды-Курганской, 3 в Семипалатинской, по одному в Усть-Каменогорской и Павлодаре, по 5 приходов в Карагандинской и Кустанайской, по 1 в Акмоле и Гурьеве, 3 в Уральской, 4 в Южно-Казахстанской, 4 в Джамбульской областях. Зарегистрировано 103 священнослужителя: 1 архимандрит, 1 игумен, иеромонахов – 6, протоиереев 29, священников -48, протодиаконов - 3, диаконов 3.
С началом «хрущѐвских» гонений на церковь, концом «сталинской оттепели». Число приходов в Казахстане понизилось с 60 до 57. Особенно пострадали при Хрущѐве монастыри. Количество монастырей сократилось с 90 в середине 50 годов до 18 спустя десятилетие. Многие монахи уходили в леса и горы, создавали тайные скиты. В горах под г. Алма-Атой в 60-е годы существовал тайный монашеский скит.
27 апреля 1956 года епископ Иосиф(Чернов) получил разрешение от властей и приступил к служению в качестве настоятеля Михаило-Архангельского храма в г. Кокчетаве. 12.11.1956 года назначен епископом Петропавловским викарием Казахстанской епархии. 25.08.1958года возведѐн в сан архиепископа.
С 1961 года борьба с религией ставилась партийной верхушкой в самый центр своих идеологических задач. Путь к скорейшему искоренению религии в Советской стране, по замыслу гонителей Церкви, лежал через массовое закрытие приходов. При этом новые, утверждѐнные»сверху» двадцатки, почти не оказывая сопротивления, самораспускались и подавали заявления о снятии религиозной общины с регистрации.
Из отчѐта уполномоченного по делам религии по КазССР за 1964 год известно: «Максимальное количество действующих православных церквей в республике зарегистрировано 62. За период 1960-1964 годы в связи с проведением ряда мероприятий 9 церквей было закрыто; Успенская в г.Джамбуле снесена. Таким образом, на 1 января 1964 года действуют 54 церкви. Служителей культа за эти годы сократилось на 29 человек.
И в данное время состоят на регистрации 87 человек, в том числе: 1 архиерей, 69 священников, 17 диаконов. Общая численность посещаемости церквей ориентировочно 70-80 тысяч прихожан. На территории Казахстана 9 благочинеских округов».3
К концу 1965 года количество действующих храмов сократилось до 47, а священнослужителей до 82.
Официально церковь, отделѐнная от государства, не облагалась налогом, платили лишь за аренду зданий, земли и коммунальные услуги, но на самом деле община, как и отдельные священнослужители ежегодно перечисляли огромные суммы в пресловутый «Советский фонд мира», то есть на помощь «братским, коммунистическим и рабочим партиям». На республиканском совещании партийного и советского актива, проводившегося 17-25 августа 1966 года в городе Алма-Ате был отмечен немалый вклад Казахстанской епархии в упомянутые акции.1
На ноябрь 1983 года в Алма-Атинской и Казахстанской епархии в 53 приходах совершали пастырское служение 79 священников и 9 диаконов, всего 88 священнослужителей. За штатом находилось 10 священнослужителей. Ежегодно из средств Алма-Атинского епархиального управления перечислялось на содержание Московской патриархии 125000 рублей, а в Фонд мира 50000 рублей на охрану памятников архитектуры 30000 рублей.
«Наши предки с любовью восприняли Православную веру и подвигу духовной миссии они отдали лучшие годы своей жизни. Вот незаметно приближается знаменательный юбилей нашей Церкви – 1000-летие Крещения Руси (988-1988)
В связи с переносом столицы республики Казахстан в город Астану в 1998 году епархия стала называться Астанайско-Алма-Атинской.
В Рождественском послании 2003/2004 г. Высокопреосвященного митрополита Мефодия особо подчѐркнуто: «Каждый народ имеет своѐ религиозное призвание. И если он уклоняется от него, то неизбежно теряет своѐ лицо, становится безликой массой в сообществе с другими или в одиночку. И потому верой и правдой должны мы служить Отечеству нашему земному и Небесному, каждый в чине и звании, в котором призван Господом».
www.spgk.kz
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
E-mail:
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Время создания страницы: 0.231 секунд