Первые переселенцы
В начале второй половины 19-го века в результате жестокой эксплуатации и нищеты, голода и бесправного положения малоземельное крестьянство центральных губерний царской России было доведено до отчаяния. Крестьяне бросали родные места и со своими пожитками уходили на восток. Уходили целыми семьями, оседали по долинам рек в таёжной глуши зауралья и в оренбургских степях. Другие же продолжали свой путь в сибирские, малоизведанные края.Путь их был нелёгкий, изнурительный. Одни везли домашний скарб на лошадях и быках, другие шли пешком - ходоками. Определяли место поселения, а затем возвращались за семьями. И тогда, храня в телеге или просто в котомке за плечами семена пшеницы, гороха, ржи, ехали и шли, мечтая о сытном хлебном куске.
На пути перед ними вставала во всей своей красе природа Сибири, тянулись бесконечные хвойные леса.
А те, кто за Уралом повернули на юг, видели ещё не тронутые плугом ковыльные степи со множеством озёр, берёзовых и сосновых лесных массивов. И здесь оседали: распахивали вековую целину, сеяли, строили дома, обзаводились семьями.
Так, в конце мая 1864 года на берегу Кривого озера (Саумал-Куль) остановился переселенческий обоз из шести семей. Здесь были два брата Андриановы, Коновалов, Харлов, Севастьян Землянов, Фома Попов. Андриановы и Попов выбирают поле под пашни (в районе нынешнего яблонего сада совхоза "Комаровский"). Южнее, на опушке берёзового колка, они строят два дома. Левее нынешней дороги на село Кругловку и Казгородок пашет поле Фома Попов и рядом с Андриановыми ставит себе избу. Между берёзовым колком и небольшим озерком (на берегу нынешнего Коновалового болота) обосновывает земельный участок и ставит пятистенный дом Коновалов. А между Молодёжной и Володарской сопками поселяется Севастьян Землянов.
Местные пастухи-казахи называли Севастьяна Савонькой. Болото, у которого он жил, и по сей день осталось в памяти жителей села Володарского как "Савонькино" болото.
На поляне берёзовой рощи у подножия сопки Молодёжная Харлов распахивает сохой целину и ставит себе дом. Поэтому местные жители долгое время сопку Молодёжная называли Харловой, а затем Харламовой.
В советские годы после окончания весенних полевых работ в селе установилась традиция отмечать день окончания весеннего сева. Молодёжь и пожилые труженики полей в июле организовывали массовые гулянья. Место этого празднования было выбрано на опушке берёзовой рощи на берегу озера Саумал-Куль у подножия Харламовой сопки, которую и назвали Молодёжной.
Возникновение и развитие села Саумалколь (Володарское, Кривоозёрное)
В первый год своего поселения нелегко пришлось поселенцам. Участок земли под огороды и пашни они обрабатывали вручную лопатами, мотыгами и деревянной сохой. На чернозёмных участок они сеют зерновые и садят картофель.Приехавшие поселенцы видели заброшенные зимовья кочевников-казахов (между Коноваловым болотом и озерком, что на отделении банка). Осенью, вернувшись на зимовье из джайляу, кочевники-казахи застают здесь поселенцев, вступают с ними в торг. Между казахами и русскими устанавливается связь. Переселенцы обменивают за зерно, овощи у казахов животноводческие продукты, покупают лошадей, мелкий и крупный рогатый скот. Они заготавливают для него сено на зиму, достраивают свои дома. Строительный материал заготавливают в окружающих озеро лесах.
Так, к осени 1864 года на северо-западном берегу Саумал-Куля переселенцы определяются обособленными хуторами. Постройка и земельный участок у Коновалового болота явилось началом возникновением села Кривое, переименованное затем в Кривоозёрное.
В 70-х годах переселяются крестьяне с хуторов. В 1874 году посёлок Кривое насчитывает уже 15 дворов (на месте нынешней улицы Ленина в границах между улиц Чокана Валиханова и Коммунистической).
Богатый лесами, озёрами, ковыльными девственными степями север тогдашнего киргизского края продолжал привлекать к себе внимание крестьянских ходоков из центральной России. В это время из Полтавской и Харьковской губерний поселяются в Кривом Дмитрий Родюшкин, Кирилл Ярков, Дмитрий Барков, Захар Федоров и другие.
Появляются ходоки, а затем обосновываются на постоянное жительство в Кривом из Костромской, Саратовской и других губерний Карелины, Бижовы и многие другие переселенцы.
В начале 80-х годов посёлок получает название Кривоозёрного от формы озера (Кривое озеро).
В начале в Кривом переселенцы определяли свою собственность лучшие пахотные земли вблизи своего поселения, а в последующие годы осваивают земельные участки под пашни вдали от посёлка.
Большое массовое переселение происходит в конце 19-го века из Черниговской, Полтавской, Самарской, Вятской губерний и из Кургана.
Санин Иван Степанович рассказывал о переселении из Вятской губернии. Трудно было жить впроголодь. Ели ржаной хлеб пополам с картошкой. Среди населения Вятской губернии ходили слухи, что в Сибири огромные степные просторы с чернозёмными почвами, что там сеют пшеницу, едят белый хлеб. И он отправился в далёкий путь ходоком. Ехал на лошадях, быках. А от города Кургана на Кокчетав, а затем в Кривоозёрное шёл пешком.
Да, земли нетронутой много. Но её нужно было распахать, разработать. А чем? В одиночку много не распашешь. Но всё-таки он выбрал себе место и направился в обратный путь на переселение ушло полтора года. В 1892 году с большой группой переселенцев вернулся и был прописан обществом к посёлку Кривоозёрное.
Массовый приток переселенцев приводит к определению границ посёлка и его площади землепользования. В 1891 году Кривоозёрное становится центром Айыртавской волости. С этого момента приток переселенцев усиливается. С Украины (Полтавщины) и центральной России прибывает более 150-ти семей. Среди них Михей Мещенко, Гордей Волковский, Дмитрий Каун и другие. Некоторые из переселенцев с собой привозят железные плуги, сельскохозяйственные машины.
Кустарное производство
В 1895 годах производится разбивка земельной площади на угодья в пределах Кривоозёрной волости. Всего в участке посёлка Кривоозёрное находилось 12837 десятин земли, в том числе 4195 десятин пашни. Был огромный спрос на сельскохозяйственные орудия по обработке земли.Происходит всё большее расселение крестьян. Выделяется кучка богатеев, которая прибирает к рукам лучшие земли, лесные участки, вытесняя бедноту на дальние, болотистые труднообрабатываемые земли. Беря в долг у кулаков, бедняки попадают в кабальную зависимость, работают больше на кулаков, на их землях, чем на своих.
Поэтому малоземельные крестьяне, кроме земледелия, были вынуждены заниматься каким-либо промыслом.
Так в посёлке гончарное, дегтярное, кузнечное, кожевенное, мукомольное производство.
Окрестности посёлка были богаты берёзовыми лесами. В них вдали от села крестьяне занимаются гонкой дёгтя из бересты. На дёготь был немалый спрос в сельском хозяйстве как на смазочный материал.
В конце трудовой улицы, на берегу озера Саумал-Куль, переселенцы Захар Фёдоров совместно с сыном Степаном и Ашихиным Ионом строят кузнецу. Первоначально они совмещали земледелие и кузнечное дело. Но земледелие давало им средства на полное содержание их семей. А на кузнечные изделия был большой спрос. Поэтому Фёдоров и Ашихин бросают хлебопашество и занимаются только кузнечным делом. Железо привозят из Петропавловска, куют лемехи для деревянных сох, мотыги, делают зубья и деревянные борона, лопаты и другие орудия.
Церковь и школа
В 1888 году сельское общество основывает три культурно-просветительные учреждения: церковь, водочный магазин и начальную церковно-приходскую сельскую школу.С 1890 году в школе работает учитель-гимназист из города Кустаная Павел Петрович Киреев. В школе крестьянских детей учили писать, читать, петь церковные молитвы. Закон божий был главным учебным предметом.
В эти годы из города Петропавловска приезжает лекарь. Строит дом-лекарню (на востоке от угла ул. Озёрной и им. Ленина) . Лекарь своими медицинскими познаниями не отличается от местной бабки-знахарки. Но люди шли к нему за лекарствами, которые были настроены на травянистых растениях: шалфея, вишни, шиповника, полыни.
В начале строили церковь, где в религиозные дни получали от бога "прощение" на лучшую счастливую жизнь. Затем семьями шли в водочный магазин. Отмечали своё благополучие. Веселье и радости на гулянках нередко заканчивались дракой. На другой день шли к лекарю за медицинской помощью, а потом в церковь "отмаливать грехи". так замыкался круг радости, счастья и горя в крестьянской семье.
Народное образование было на последнем плане, его получали для того, чтобы можно было почитать закон божий и сосчитать гроши, полученные от продажи некоторой части собранного урожая. В посёлке среди населения была почти сплошная неграмотность.
Становление села
В начале 20-го века в посёлке Кривоозёрном происходит концентрация земельного производства за счёт покупки зажиточными крестьянами надельных земель. Например в 1905 году прибывший на поселение в Кривоозёрное из кургана Денис Харламов покупает у арык-балыкского казачьего полковника в отставке около двухсот десятин пахотной земли из фонда воинского казачьего надела.Он набирает рабочую и тягловую силу в местных крестьянских хозяйствах. 130 десятин засаживает картофелем, а остальную часть пахотной земли засевает разными зерновыми культурами.
На берегу озера Саумал-Куль южнее молодёжной сопки (теперь Харламова) Харламов обосновывает себе усадебный участок. Здесь он строит спичечную фабрику, паровую мельницу, крахмальный цех. Особенно тяжёлым был труд крестьян на картофельных полях. Все виды работ по уходу и уборки урожая они производили вручную. Крестьяне работали у харламова на картофельных полях по денно за очень низкую заработную плату. Скупо оплачивал он труд и постоянных рабочих на спичечной фабрике, на паровой мельнице.
Картофельный крахмал Харламов упаковывал в мешки и направлял в Омск, Петропавловск, Курган, Челябинск, где имел свой магазины. Харламов получал огромные прибыли от паровой мельницы, которая была единственной в округе прилегающих к Кривоозёрному сёл.
Так происходит выделение сельской буржуазии на земледельческой основе.
В 1906 в Кривоозёрном открывается магазин по продаже сельскохозяйственных машин и орудий (плуги, лобогрейки). Но плуг мог купить не каждый крестьянин. Поэтому деревянная соха оставалась спутницей крестьянина-однолошадника вплоть до октябрьской революции.
Безземельные крестьяне, имевшие в своём хозяйстве лошадь, занимались извозом, батрачили у зажиточных крестьян.
В это время в село были высланы большевики Василий Бубнов, Иван Отиленко, Жарков и другие. Они организовали группу бедняков, в которую вошли в основном рабочие спичечной фабрики. Они проводили пропаганду среди крестьян, в которой активно участвовали кузнец Степан Фёдоров. Группа была с Омским комитетом РСДРП, выпускала листовки, распространяла их среди крестьян.
Казахская и русская беднота наших мест всё решительнее выступает против произвола царской администрации. Волостные и уездные правители с тревогой следили за событиями, принимали репрессивные меры. В июле 1907 года группа в Кривоозёрном была разгромлена. Жарков был арестован, Бубнову удаётся скрыться.
1910-1911 г.г. были тяжёлыми. Это были годы засухи, голода, неурожаев. Свирепствовала эпидемия тифа и оспы.
В 1907-1912 г.г. землеустроительные комиссии ведут передел общинной земли, но он не коснулся кулаков. Правительство охраняло их интересы, создавая опору самодержавия на селе.
Царская политика переселения привела к дальнейшему разорению основной массы крестьянства.
В 1905 году в Кривоозёрном было около шестисот дворов, из них 63% были бедняцкими.
Лишения и нужда всюду следовали за беднотой. Начавшаяся война заглянула в каждый крестьянский дом, забрала кормильцев, осиротила детей.
Всё это до предела обострило противоречия. С каждым днём росло возмущение обездоленных забитых нуждой крестьян.
Александр Ефремович Копорулин
"Ленинский путь" (Айыртауские зори)
20 мая - 21 июня 1964 года.
материал был предоставлен Сергеем Ермишкиным.
"Ленинский путь" (Айыртауские зори)
20 мая - 21 июня 1964 года.
материал был предоставлен Сергеем Ермишкиным.
{lmdiscussbot}
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи